Как применять новые правила импортозамещения при закупке лекарств: инструкция от эксперта Института госзакупок.
TV3: Латвия не может отказаться от закупки лекарств в России и Белоруссии
Специалисты Минфина России в своем письме отмечают, что Закон о контрактной системе не запрещает осуществления в соответствии с положениями части 1 статьи 30 данного Закона указанными в части 71 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчиками закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. К сведению, частью 71 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет СГОЗ не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
При этом на заказчиков возлагается обязанность направлять в территориальный орган ФАС России уведомление о такой закупке и включать в контракт обоснование его цены. Кроме того, ГУП должен соблюдать требования правительства РФ в части обязательной доли закупок российских товаров; использования при закупках информации из каталога товаров работ, услуг ; указания в описании объекта закупки международных непатентованных наименований лекарственных средств; формирования лотов.
Закон должен вступить в силу со дня официального опубликования, за исключением норм, которые начнут действовать с 1 июля 2024 года. Ранее только отдельные субъекты РФ, например Татарстан, Нижегородская, Ульяновская и Калужская области, пользовались правом закупки у единственного поставщика, в том числе для обеспечения своих потребностей в лекарствах и медицинских изделиях, через подведомственные или принадлежащие им предприятия, которых определяют единственным поставщиком.
Депутат Айрат Фаррахов отмечал, что эти поправки направлены на сохранение эффективно работающей в 15 регионах централизованной системы обеспечений государственных медучреждений лекарственными препаратами. При этом необходимость предложенной поправки к 44-ФЗ объяснялась тем, что с 1 июля 2023 года, согласно новым положениям 44-ФЗ, регионы потеряют в настоящее время уже потеряли - ИФ возможность определять уполномоченною организацию по централизованному обеспечению региональных медучреждений лекарственными препаратами.
Связаны они, в первую очередь, с определением того с какой стадии локализовано производство фармацевтической субстанции на территории стран ЕАЭС. Рассмотрим проблемные точки подробнее. Как уже упоминалось ранее, документом, в котором перечисляются стадии производства лекарственного препарата, является СП. При этом сам факт выдачи документа еще не подтверждает локализацию производства лекарства со стадии фармсубстанции на территории ЕАЭС. Для этого его заполнение должно начаться с раздела 2А «Производство фармацевтической субстанции», который, в свою очередь, содержит несколько стадий технологического процесса, как-то: А. Стадии производства до получения молекулы. Стадии обработки без изменения молекулы. Завершающие стадии производства. Фасовка фармацевтической субстанции. Отметим, что технологический процесс изготовления фармацевтической субстанции отличается в зависимости от метода ее химический синтез, биотехнологический синтез, выделение из источников минерального, биологического, животного или растительного происхождения. И участников, и у заказчиков возникает вопрос о том, предоставляются ли преференции в случаях, когда фармацевтическая субстанция получается путем выделения из источников биологического, животного или растительного происхождения, где синтез молекулы в принципе невозможен? Или получение фармацевтической субстанции осуществляется путем выделения ее из химического сырья, в связи с чем стадия производства начинается с обработки готовой молекулы? К сожалению, у антимонопольных органов до настоящего времени нет единой точки зрения на этот счет. Можно с уверенностью сказать, что мнения территориальных УФАС разделились. Так, в одном из дел участником закупки был предоставлен документ СП, в графе 2. Аукционная комиссия отказала участнику в предоставлении преимуществ. В жалобе участник закупки пояснил, что производство лекарственного средства фактически начинается со стадии, указанной в п. Антимонопольный орган решил, участник закупки не подтвердил производство всех стадий лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества на территории ЕАЭС. В удовлетворении жалобы УФАС отказало участнику [15]. В другом деле был предоставлен СП, в котором в подразделе 2. УФАС решило, что заполнение с пункта 2. Сфера его действия достаточно широка: он применяется при осуществлении закупок различных видов товаров, перечисленных в приложениях к данному приказу. При этом лекарственные средства включены в него в полном объеме п. Победитель определяется исходя из цены, рассчитанной с учетом понижающего коэффициента. Вместе с тем контракт заключается по цене, фактически предложенной таким участником.
Изменения в процедуре государственных закупок лекарств, медизделий и расходных материалов
Заказчики регионов смогут закупать у единственного поставщика лекарственные средства, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия, расходные материалы, средства для дезинфекции. В условиях общего снижения закупки лекарств госсектором некоторые игроки наращивают долю на этом рынке. Для закупки льготных лекарственных препаратов по назначению врачебной комиссии необходимо проводить торги. 16 Апреля Изменены Правила проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов В ЕАЭС приняты единые Правила проведения фармацевтических инспекций систем фармаконадзора производителей лекарств.
Кабмин утвердил выделение средств на закупку не зарегистрированных в России лекарств
Условие продления - такая закупка должна быть предусмотрена законодательными актами соответствующего региона. При этом на заказчиков возлагается обязанность направлять в территориальный орган ФАС России уведомление о такой закупке и включать в контракт обоснование его цены. Кроме того, ГУП должен соблюдать требования правительства РФ в части обязательной доли закупок российских товаров; использования при закупках информации из каталога товаров работ, услуг ; указания в описании объекта закупки международных непатентованных наименований лекарственных средств; формирования лотов. Закон должен вступить в силу со дня официального опубликования, за исключением норм, которые начнут действовать с 1 июля 2024 года.
На третьем месте AstraZeneca, которая в прошлом году была на втором месте. НИИЭМ им. Гамалеи пока еще попадает в рейтинг, но, скорее всего, в следующем году института уже в первой десятке не будет, так как пока государство приостановило закупку противоковидной вакцины. Однако НИИ им.
Гамалеи зарегистрировал обновленную вакцину, которая может заменить старую. Помимо уже известных препаратов компания выпустила на рынок аналог пембролизумаба оригинальный препарат «Китруда» от MSD , который попал в рейтинг брендов, — «Пемброриа» заняла восьмую строчку. Противоковидная вакцина пока еще на первом месте.
Эти поправки предусматривают продление до 30 июня 2024 года срока действия положения, по которому регионы имеют право определять уполномоченные организации по централизованному снабжению медицинских учреждений. Соответственно с 1 июля 2024 года регионы должны получить право определять соответствующий региональный ГУП или региональную госкомпанию единственным поставщиком необходимых лекарственных средств для местных медучреждений и государственных аптек.
В ведение этих едпоставщиков предлагается включить поставку лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, средств для дезинфекции, медицинского оборудования и расходных материалов к нему, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования.
Также документ устанавливает критерии для лекарственных препаратов, которые можно будет закупать без проведения конкурсных процедур: Все стадии производства лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, должны проходить на территории государств — членов Евразийского экономического союза. Фармакологически активное действующее вещество препарата как химическое соединение должно охраняться на территории Российской Федерации патентом, имеющимся у предполагаемого единственного поставщика, со сроком действия не менее того, на который определяется единственный поставщик. Перечисленные выше критерии для отбора единственного поставщика начнут действовать с 1 января 2024 года. Напомним, что сейчас в соответствии с ч.
Названы требования к единственному поставщику для госзакупок лекарственных средств
Почему эти препараты станут по сути недоступными? Однако, со следующего года из ОМС их исключат. Уже сейчас можно сказать, что для регионов это будет практически неподъемно. Из комментариев в Telegram. Юлия Юлия: «А вы уверены, что в регионах есть на это бюджет? Моя подруга в Сергиевом Посаде полгода судилась, чтобы ей вернули бесплатное лекарство». Evgeniia: «Люди, которые говорят, что ничего страшного, региональный бюджет закупать будет, видимо, свою голову дальше Москвы не высовывали ни разу. Тот самый региональный бюджет будет закупать лекарства по 300к, из которого не могут выделить деньги на покупку аппарата МРТ на 10 ближайших населенных пунктов. Попробуйте в регионах полечить что-то серьезнее простуды». Yaloo: «С зарплаты 60 000 рублей за пять лет вы выплачиваете 180 000 в фонд ОМС. И выплачиваете именно вы — то что эту сумму вам не показывают в зарплатном листе, ситуацию не меняет никак».
Условие продления - такая закупка должна быть предусмотрена законодательными актами соответствующего региона. При этом на заказчиков возлагается обязанность направлять в территориальный орган ФАС России уведомление о такой закупке и включать в контракт обоснование его цены. Кроме того, ГУП должен соблюдать требования правительства РФ в части обязательной доли закупок российских товаров; использования при закупках информации из каталога товаров работ, услуг ; указания в описании объекта закупки международных непатентованных наименований лекарственных средств; формирования лотов. Закон должен вступить в силу со дня официального опубликования, за исключением норм, которые начнут действовать с 1 июля 2024 года.
По данным латвийского Минздрава медицинские товары или оборудование для государственной системы здравоохранения не закупаются в России, но лекарства являются исключением.
Член оппозиционного Национального союза Угис Митревиц считает абсурдным тот факт, что товары или сырье из России и Беларуси по-прежнему предлагаются государственным и муниципальным учреждениям в рамках госзакупок. А директор Общества открытости Delna Инесе Тауриня подчеркнула, что медицинская отрасль Латвии имела достаточно времени с февраля 2022 года, чтобы переориентироваться и сменить поставщиков, аналогично тому, как было сделано в других сферах.
Сегодня он в среднем занимает 1,5 месяца, хотя в торгах из года в год участвуют одни и те же компании — по одной в каждом. Пока проводится формальная процедура, больные дожидаются жизненно необходимых препаратов. В Минздраве готовы рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, если инициативу поддержат в правительстве, сообщили «Известиям» в ведомстве. Общественные организации и фармкомпании предупредили власти о последствиях введения правила «второй лишний» Без формальностей Всероссийский союз пациентов ВСП направил письма в правительство и Минздрав с предложением скорректировать механизм закупок препаратов в рамках программы централизованного обеспечения высокозатратных нозологий ВЗН. Обращения есть в распоряжении «Известий».
В ВСП уверены, что существующая процедура мешает оперативному лекарственному обеспечению. В письме ВСП предлагает разрешить Минздраву осуществлять прямые закупки уникальных лекарственных препаратов не имеющих аналогов по международному непатентованному наименованию , без проведения аукционов. Что превращает аукцион в формальную процедуру. При этом она занимает более месяца: 15 дней на подачу заявок, еще два на оформление и размещение протокола, 10 рабочих дней на согласование в ФАС России, при этом контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты размещения итогового протокола. А в ситуации, если поставщик по каким-то причинам не подал заявку опоздал, ошибся , эти сроки удваиваются, — пояснил «Известиям» эксперт ВСП Алексей Федоров. По его словам, для пациентов это дополнительный период без лекарств.
За регионами могут сохранить право на закупку лекарств у одного поставщика
Для закупки льготных лекарственных препаратов по назначению врачебной комиссии необходимо проводить торги. Цены на лекарства из перечня жизненно необходимых препаратов необходимо обосновывать. Сокращение расходов на закупку лекарств может быть связано в том числе с уходом с рынка иностранных препаратов и перераспределением бюджета на нужды российской армии. С начала 2022 года Минздравом МО по офсетному контракту закуплены лекарственные препараты для лечения бронхиальной астмы, ревматологических, нефрологических и гематологических заболеваний. Вероятно, вырастет доля закупаемых препаратов и материалов для лечения травматических поражений и протезирования, прогнозирует Алексей Федоров.
Закупки лекарственных препаратов. Позиции правоприменительной практики в 2024 году
Больше всего в сегменте средств потрачено на антикоагулянты (20,4 млрд руб.), прочие препараты для лечения заболеваний центральной нервной системы (15 млрд руб.), а также противоопухолевые лекарства (13,2 млрд руб.). Согласно документу, для получения субсидии на закупку препаратов региону необходимо иметь собственную госпрограмму, включающую мероприятия по амбулаторному обеспечению лекарствами пациентов с гепатитом С. В Госдуме согласовали поправки к законопроекту (№119762-8 об изменении закона "О контрактной системе", 44-ФЗ), которые предоставляют регионам право проводить закупки лекарственных средств у единственного поставщика. Министерство финансов Российской Федерации пояснило, что Закон № 44-ФЗ не содержит запрета осуществления заказчиками закупок лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий у субъектов малого предпринимательства и социально. Сокращение расходов на закупку лекарств может быть связано в том числе с уходом с рынка иностранных препаратов и перераспределением бюджета на нужды российской армии.
Закупки по 44-ФЗ И 223-ФЗ
Можно с уверенностью сказать, что мнения территориальных УФАС разделились. Так, в одном из дел участником закупки был предоставлен документ СП, в графе 2. Аукционная комиссия отказала участнику в предоставлении преимуществ. В жалобе участник закупки пояснил, что производство лекарственного средства фактически начинается со стадии, указанной в п.
Антимонопольный орган решил, участник закупки не подтвердил производство всех стадий лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества на территории ЕАЭС. В удовлетворении жалобы УФАС отказало участнику [15]. В другом деле был предоставлен СП, в котором в подразделе 2.
УФАС решило, что заполнение с пункта 2. Сфера его действия достаточно широка: он применяется при осуществлении закупок различных видов товаров, перечисленных в приложениях к данному приказу. При этом лекарственные средства включены в него в полном объеме п.
Победитель определяется исходя из цены, рассчитанной с учетом понижающего коэффициента. Вместе с тем контракт заключается по цене, фактически предложенной таким участником. В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что победителем аукциона признан участник, предложивший к поставке товар, страной происхождения которого является Франция.
Вместе с тем, один из участников закупки предложил товар российского происхождения. Заказчиком при направлении проекта контракта цена была снижена на 15 процентов от цены, предложенной победителем. Преимущества, предоставляемые в рамках Закона о закупках При осуществлении закупок в рамках Закона о закупках также действуют свои правила национального режима.
Однако подход к их предоставлению существенно отличается от государственного заказа. Единственным нормативным документом, регламентирующим предоставление преимуществ на любые виды товаров, является постановление Правительства России от 16. Как и в госзаказе, оно также распространяется только на конкурентные закупки.
Однако, в отличие от госзаказа, приоритет предоставляется товарам не только российского происхождения и стран ЕАЭС, но и товарам из стран-участников Всемирной торговой организации ВТО , в которую с настоящее время входит 164 иностранных государства, включая страны Евросоюза. Таким образом, предоставление преимуществ в рамках Закона о закупках по большей части носит формальный характер. Рассмотрим на примере.
В одном из дел больница закупала способом запроса котировок лекарственный препарат «Фулвестрант». Одним из участников закупки была подана жалоба на действия комиссии. В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган установил, что на участие в закупке было подано пять заявок.
При этом закупки льготных лекарств, согласно данным DSM Group, показывают спад в категории ОНЛС — обеспечение лекарственными средствами инвалидов, детей-инвалидов, участников Великой Отечественной войны, блокадников, ветеранов боевых действий и т. За 11 месяцев 2022 года было закуплено лекарств по этой категории на 41 368 666 449 руб. Это 57 316 399 упаковок. За 11 месяцев 2023 года — на 39 667 407 939 руб. Наблюдается снижение и в категории закупок по региональной льготе для многодетных семей, почетных доноров, ветеранов труда, несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без опеки родных, одиноких пенсионеров старше 80 лет, проживающих в селе учителей медицинских работников, младенцев до полутора лет, а в некоторых субъектах РФ, например, в Санкт-Петербурге — для людей с определёнными заболеваниями, такими, как бронхиальная астма, диабет, болезнь Паркинсона, шизофрения, или для людей, перенёсших ишемических инсульт, инфаркт миокарда и т. За 11 месяцев 2023 года — на 128 632 456 422 руб. В целом, согласно данным DSM Group, количество уникальных наименований в сфере закупок лекарств по льготе в госсегменте и аптечном секторе в 2023 году снизилось: с 6256 уникальных наименований за 11 месяцев 2022 года до 4963 наименований за аналогичный период 2023.
Для этого необходимо предоставить заказчику документы, из которых следует, что в реальности существует нужное количество товара с указанной ценой, готовое к реализации. Также это может быть выданное производителем гарантийное письмо, содержащее аналогичную информацию. Если исполнитель не предоставит такие документы либо конкурсная комиссия признает обоснование неубедительным, то заявка данного участника принята быть не может. Если же проводился аукцион, то победитель, не выполнивший указанные требования, считается уклонившимся от заключения договора. Обратите внимание! В последнем случае уклонение от подписания контракта может обернуться для участника занесением в реестр недобросовестных поставщиков.
То есть при закупке лекарственных препаратов по 44-ФЗ в отношении участников действуют и нормы ч. А именно: Медикаменты, предложенные в заявке, должны иметь зарегистрированную максимальную цену реализации она указывается в реестре предельных отпускных цен. Поставщик не может устанавливать цену лекарственных средств выше утвержденной в реестре. Когда победителем конкурсной процедуры становится участник, предложивший стоимость медикаментов из вышеуказанного Перечня выше предельных, то заказчик не обязан подписывать с ним договор, если стороны не смогли договориться о снижении цены до нормативного уровня. Помимо этого, заказчик вправе провести процедуру запроса котировок, если выполняются следующие условия: бюджет сделки НМЦК находится в пределах 500 000 руб. Если запрос котировок проводится из-за отмененной процедуры либо расторгнутого контракта, то заказчик вправе провести закупку лекарственных препаратов по 44-ФЗ в ограниченном объеме, заключив контракт с победителем лишь на тот период, пока готовится новый аукцион.
Соответственно, объем приобретаемых медикаментов должен покрывать потребности конкретно на этот срок. Данное условие не распространяется на сделки с НМЦК до 500 тыс. Запрашивать котировки покупатель должен не менее чем у 3 поставщиков. Запрос предложений Возможности для проведения этой процедуры ограничены теми случаями, когда закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ производится для нужд определенного пациента. Каждая такая сделка должна быть обоснована соответствующими медицинскими документами: заключение врачебной комиссии, в котором имеются назначения медикаментов по их торговым наименованиям в соответствии с диагнозом и анамнезом; запись в журнале комиссии. После этого закупка включается в план-график, а по итогам подписания договора — в реестр контрактов.
Количество лекарственных препаратов приобретается в соответствии с медицинскими назначениями на период лечения. Закупка у единственного поставщика При возникновении особых условий заказчик может производить закупку лекарственных препаратов по 44-ФЗ у единственного поставщика. В этом случае вступают в действие нормы п. Обоснование НМЦК при закупке лекарственных препаратов по 44-ФЗ При закупке лекарственных препаратов по 44-ФЗ заказчик должен учитывать два следующих нормативных документа: Государственный реестр предельных отпускных цен и Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В зависимости от того, включены ли приобретаемые медикаменты в один из этих списков или сразу в оба, устанавливается НМЦК. Лекарственные средства числятся в ЖНВЛП Начальная минимальная цена контракта рассчитывается тарифным методом, потому что для таких объектов нельзя применять цену выше, нежели установленную в Перечне.
За 11 месяцев 2023 года — на 85 339 484 643 руб. При этом закупки льготных лекарств, согласно данным DSM Group, показывают спад в категории ОНЛС — обеспечение лекарственными средствами инвалидов, детей-инвалидов, участников Великой Отечественной войны, блокадников, ветеранов боевых действий и т. За 11 месяцев 2022 года было закуплено лекарств по этой категории на 41 368 666 449 руб. Это 57 316 399 упаковок. За 11 месяцев 2023 года — на 39 667 407 939 руб. Наблюдается снижение и в категории закупок по региональной льготе для многодетных семей, почетных доноров, ветеранов труда, несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без опеки родных, одиноких пенсионеров старше 80 лет, проживающих в селе учителей медицинских работников, младенцев до полутора лет, а в некоторых субъектах РФ, например, в Санкт-Петербурге — для людей с определёнными заболеваниями, такими, как бронхиальная астма, диабет, болезнь Паркинсона, шизофрения, или для людей, перенёсших ишемических инсульт, инфаркт миокарда и т. За 11 месяцев 2023 года — на 128 632 456 422 руб.
С 1 сентября в России меняются правила продажи лекарств: каких препаратов это коснется
Председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о направлении дополнительно 1 млрд рублей на закупку ветеринарных лекарственных препаратов, которые необходимы для лечения и профилактики опасных заболеваний у животных, и другие противоэпизоотические мероприятия. Об этом сообщается на сайте кабмина РФ в субботу.
Через3вы будете перемещены в приложение, или воспользуйтесь ссылкой Спасибо за регистрацию! В ближайшее время на указанную эл.
Некоторые лекарства могут пропасть из аптек, только если конкретный дистрибьютор решит, что ему нерентабельно их приобретать. Сегодня доля импортных препаратов на отечественном рынке составляет примерно треть. До конца февраля 2022 года аптеки, частные медучреждения закупали лекарства по потребности.
Месячный запас всегда был. Сейчас все будут стараться закупить впрок с учётом сроков годности лекарств», — сказал ForPost кандидат медицинских наук, гендиректор столичной клиники «Рассвет» Алексей Парамонов. Он посоветовал сделать небольшой запас только тем, кто страдает хроническими заболеваниями. Медик просит не покупать препаратов слишком много и смотреть на срок годности. Получить комментарий о ситуации с лекарствами в Минздраве не удалось.
Кроме того, ГУП должен соблюдать требования правительства РФ в части обязательной доли закупок российских товаров; использования при закупках информации из каталога товаров работ, услуг ; указания в описании объекта закупки международных непатентованных наименований лекарственных средств; формирования лотов. Закон должен вступить в силу со дня официального опубликования, за исключением норм, которые начнут действовать с 1 июля 2024 года. Ранее только отдельные субъекты РФ, например Татарстан, Нижегородская, Ульяновская и Калужская области, пользовались правом закупки у единственного поставщика, в том числе для обеспечения своих потребностей в лекарствах и медицинских изделиях, через подведомственные или принадлежащие им предприятия, которых определяют единственным поставщиком. При этом в регионах, использующих такой механизм, практически отсутствуют отсроченные рецепты, просроченные лекарственные препараты, дефицит необходимой фармацевтической продукции и расходных материалов, отмечалось в пояснительной записке.