Global supply chains have come under considerable strain due to global shocks, trade turbulence and economic uncertainty, and many businesses and traders are seeking more sustainable ways to. «Потрясения в экономике африканских стран три года подряд, замедлили рост, что имеет долгосрочные последствия. Открывает наш список богатейших африканских государств по уровню ВВП Демократическая республика Конго.
Рост ВВП стран Африки южнее Сахары в текущем году ускорится до 3,4%
По этой причине Африка не вернется к своему допандемическому уровню ВВП на душу населения до 2023 года (диаграмма 2), тогда как большинство других регионов смогли. Отчет о благосостоянии Африки 2023: пять стран Африки владеют половиной частного капитала континента. По объёмам добыч нефти страна занимает третье место в Африке (после Нигерии и Анголы), но с учётом небольшого количества жителей, ВВП на душу населения в Экваториальной Гвинее. Совокупный номинальный ВВП Африки, как ожидается, достигнет 29 трлн. евро в 2050 г. Прогнозируется, что реальный рост ВВП Африки замедлится до 4,1 процента в 2022 году с 6,9. США, что составит 7,8% от суммарного ВВП Африки (2,9 трлн долл.
Рост ВВП стран Африки южнее Сахары в текущем году ускорится до 3,4%
Самая богатая страна Магриба Алжир является одним из основных производителей нефти и газа на континенте, третьей экономической державой континента по показателю ВВП по ППС и четвертой по богатству страной в Африке. Как и многие страны OPEC, Алжир чрезвычайно зависит от экспорта нефти и волатильности мирового рынка. С момента обретения независимости в 1962 году Алжир создал мощную промышленную базу благодаря значительным экономическим инициативам. Несмотря на огромные достижения в виде дорог, хайвеев, колледжей, больниц, промышленных предприятий, жилья, метро, трамваев и т. На протяжении 1980-х годов экономика Алжира сталкивалась с огромными проблемами, особенно в 1986 году, во время реализации плана борьбы с дефицитом и стабилизации, когда нефтяной контршок нанес серьезный удар по ее фактически рантье-экономике. Алжир инициировал структурные изменения в начале 1990-х годов, конкретизируя переход к рыночной экономике. В 2001 году администрация Абдельазиза Бутефлики предложила изменения, направленные на либерализацию нескольких отраслей промышленности и открытие страны для инвесторов. Переход от плановой экономики к рыночной все еще продолжается, при этом многие сектора и услуги по-прежнему контролируются правительством. Хотя Алжир является самой богатой страной Магриба, его экономика по-прежнему чрезвычайно зависит от доходов от нефти и газа, которые являются основным источником дохода страны.
Стране не удалось диверсифицировать свою экономику и создать конкурентоспособную на мировом уровне производственную базу. Несмотря на этот недостаток, Алжир обладает достойной инфраструктурой и достаточным уровнем жизни благодаря доходам от нефти и газа. В 2013 году правительство Алжира продемонстрировало свое финансовое мастерство, аннулировав долги на 902 миллиона долларов, которыми оно владело от имени 14 государств-членов Африканского союза.
А лучше всего — иметь надёжного проводника, который знает местные наречия и разбирается в реалиях найти такого человека, если вы едете в первый раз, можно через ассоциации африканских студентов и выпускников российских вузов — десятки тысяч темнокожих парней окончили советские и российские университеты наподобие РУДН и до сих пор сохраняют симпатии к русским. Вот, допустим, президент страны Икс у власти уже треть века, он для Запада уважаемый партнёр.
А лидер страны Игрек, молодой военный-патриот, свергнувший старое правительство, для США не рукопожатен. Потому что первый не мешал западным корпорациям выводить из страны доходы, а второй — принялся наводить порядок и, о ужас, дружить с Россией. Это и есть неоколониализм: когда целый континент «пилили» белые джентльмены, прикрываясь своими местными ставленниками. Лишь один пример: стоимость акций крупнейшей западной сети кофеен — равна годовому ВВП африканской страны-экспортёра кофе с населением свыше 100 млн… А как только к власти, как в Мали, приходит действительно национально ориентированное правительство, внезапно оказывается, что и серьёзных «коммуникативных барьеров» у нас с местными элитами нет. Но, что куда важнее, появляются и точки роста.
Небоскрёбы Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, похожи на африканский Дубай. В Кигали, столице Руанды, в 2021 году в чистом поле начали воздвигать местный «Инноград» Kigali Innovation City на 50 тысяч рабочих мест. Похожие IT-хабы уже есть или строятся в Кении, Танзании, ЮАР и других странах; западные цифровые гиганты наподобие «Гугла» с удовольствием открывают здесь офисы для работы с местным рынком. Причина проста: потенциал — огромен. В 2014-м в Чёрной Африке лишь 120 млн человек имели мобильник с доступом к интернету, а в 2020-м — уже 300 млн.
Простой подсчёт — неохваченными остаются ещё 500-800 миллионов человек. У которых в ближайшие годы тоже появится хоть простенький, но смартфон… И выиграет тот, кто сможет первым застолбить этот рынок. Не отстают и наши.
Наши военные советники по приглашению местных правительств уже несколько лет тренируют солдат в Мали и Центральноафриканской Республике ЦАР , благодаря чему террористов прогнали, по-русски говоря, «за можай». Автор этих строк был в самых разных странах: и в благополучной Руанде, и в уже упомянутой Мали, пару раз гулял в одиночестве в пределах центра, конечно.
И если соблюдать элементарные правила безопасности — ничего не случится. Меры эти просты. Вести дела только с теми, за кого перед вами уже кто-нибудь поручился. А лучше всего — иметь надёжного проводника, который знает местные наречия и разбирается в реалиях найти такого человека, если вы едете в первый раз, можно через ассоциации африканских студентов и выпускников российских вузов — десятки тысяч темнокожих парней окончили советские и российские университеты наподобие РУДН и до сих пор сохраняют симпатии к русским. Вот, допустим, президент страны Икс у власти уже треть века, он для Запада уважаемый партнёр.
А лидер страны Игрек, молодой военный-патриот, свергнувший старое правительство, для США не рукопожатен. Потому что первый не мешал западным корпорациям выводить из страны доходы, а второй — принялся наводить порядок и, о ужас, дружить с Россией. Это и есть неоколониализм: когда целый континент «пилили» белые джентльмены, прикрываясь своими местными ставленниками. Лишь один пример: стоимость акций крупнейшей западной сети кофеен — равна годовому ВВП африканской страны-экспортёра кофе с населением свыше 100 млн… А как только к власти, как в Мали, приходит действительно национально ориентированное правительство, внезапно оказывается, что и серьёзных «коммуникативных барьеров» у нас с местными элитами нет. Но, что куда важнее, появляются и точки роста.
Небоскрёбы Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, похожи на африканский Дубай. В Кигали, столице Руанды, в 2021 году в чистом поле начали воздвигать местный «Инноград» Kigali Innovation City на 50 тысяч рабочих мест. Похожие IT-хабы уже есть или строятся в Кении, Танзании, ЮАР и других странах; западные цифровые гиганты наподобие «Гугла» с удовольствием открывают здесь офисы для работы с местным рынком.
В стране функционирует крупнейшая фондовая биржа и строится хорошая инфраструктура. АЛЖИР Алжир — это крупнейшее по площади государство в Африке с населением около 45 млн человек, расположенное на севере континента. Омывается Средиземным морем, а львиную долю территории занимает пустыня Сахара.
Если шесть из восьми предыдущих самых развитых стран Африки удерживают лидирующие позиции во многом за счет небольшого количества населения, то Алжир входит в этот список только благодаря огромным залежам полезных ископаемых, в частности нефти и газа. Экспорт углеводородов поддерживает макроэкономическую стабильность и обеспечивает работу в Алжире сотням тысяч местных специалистов. Государство расположено в северной части Африки и омывается Средиземным морем, что способствует развитию сферы туризма. Правда, жестокие террористические атаки в 2015 году, направленные против туристов, несколько снизили приток иностранцев на местные курорты. Тем не менее Тунис активно наращивает торговые отношения с государствами-членами Евросоюза , в результате экономика демонстрирует динамичный рост и создаются новые рабочие места. Экспорт включает текстиль, одежду, продукты питания, нефтепродукты, химикаты и фосфаты.
В заключение отметим, что практически все вышеперечисленные африканские государства занимают лидирующие позиции на континенте по такому показателю, как Индекс человеческого развития, который помимо экономических факторов учитывает состояние здоровья граждан, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Именно поэтому рейтинг включает не только наиболее богатые, но и самые развитые страны Африки. Автор эксперт материала — Анатолий В.
ВВП Африки, 1970-2022
- Три страны владеют более 50% всего богатства Африки
- Экономический потенциал Африки
- Экономический рост - Классация стран
- ПРОГНОЗ - ГОДОВОЙ РОСТ ВВП - АФРИКА
- ТОП-10 САМЫХ БОГАТЫХ (РАЗВИТЫХ) СТРАН АФРИКИ
Современная Африка – цифры, факты и перспективы
Планируется, что к 2050 году ВВП Африки достигнет 29 трлн долл. и превысит совокупный ВВП США и еврозоны за 2012 год. Учитывая официальные показатели ВВП (ППС) на душу населения, выделим самые богатые (развитые) страны Африки в 2024 году. Президент Южной Африки Сирил Рамафоса неоднократно заявлял о поддержке перехода своей страны к Net Zero. Президент России Владимир Путин заявил, что Африка в перспективе может не только накормить себя, но и стать экспортером продовольствия, Россия будет ее в этом поддерживать. Некоторые страны Африки растут по 6% ВВП в год и через 5–10 лет будут привлекательными и большими рынками. Эксперты заявили, что Африка — один из самых перспективных регионов для инвестиций и ведения бизнеса.
Как Нигерия станет крупнейшей экономикой Африки
Президент Южной Африки Сирил Рамафоса неоднократно заявлял о поддержке перехода своей страны к Net Zero. Им восхищались, цифры китайского роста ВВП произносили что в Вашингтоне, что в Москве с придыханием от зависти и восхищения. Africa’s Pulse is a biannual publication containing an analysis of the near-term macroeconomic outlook for the region. Each issue also includes a section focusing upon a topic that represents a particular. В 2009 году ВВП на душу населения составлял более 36 тысяч долларов и делал страну 30-ой по богатству в мире. Европа оказалась готова к наступившему экономическому кризису хуже Африки, говорится в докладе Африканского союза (AU), выдержки из которого приводит CNBC. Долги составили 74,3% от ВВП, песо обвалились в два раза, доходность гособлигаций превысила 20%.
В МВФ сообщили о росте экономик стран Африки южнее Сахары на 3,8% в 2024 году
Россия предпринимает шаги для налаживания сотрудничества с правительствами африканских стран и стремится расширить свое присутствие в регионе. Так, поддержкой Москвы пользуется глава Центральноафриканской республики Фостен-Арканж Туадера, пришедший к власти в 2016 году. Напомним, год назад президент России Владимир Путин провел с ним встречу во время Петербургского Международного экономического форума — 2018. Президент ЦАР Фостен Арканж Туадера рассказал, что его преподавателями были россияне, и предложил наметить направления и средства, чтобы сотрудничать активнее.
В преддверии саммита и форума "Россия-Африка" в атомной госкорпорации сообщили РИА Новости о планах начать в 2029 году добычу урана экологически щадящим методом скважинного подземного выщелачивания на крупном месторождении в Намибии со сроком отработки более 25 лет. Годовая производительность - 3 тысячи тонн урана в год. По оценкам "Росатома", проект позволит создать новые рабочие места в регионе и трудоустроить до 600 человек. Ожидается, что в целом в проект будут вовлечены более 20 тысяч человек из смежных областей.
В Танзании "Росатом" работает над проектом "Мкуджу Ривер" на урановом месторождении Ньота - одном из крупнейших в мире. В 2023—2025 годах планируется начать пилотную добычу и переработку руды. Пилотный завод планируется ввести в эксплуатацию в текущем году.
Затем, в 2006 году, последовала Многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности MDRI и реструктуризация суверенных долгов через Парижский клуб ПК. Казалось бы, проблема решена и страны Африки, учтя опыт прошлого, будет следовать более ответственной долговой стратегии. Были разработаны методики оценки устойчивости долга.
МВФ и Всемирный банк организовали обучение сотрудников министерств финансов этим методикам, внедряли системы управления долгом. В ходе ежегодных консультаций с МВФ долговая ситуация анализировалась и обсуждалась. Но все это не пошло впрок: Африка, которой простили навес задолженности, постепенно начала накапливать долги по новой. В результате резкого падения темпов роста экономики сократился сбор налогов, выросли расходы и дефицит бюджетов. Дело усугубилось тем, что в следующие два года рост инфляции привел к резкому ужесточению денежной политики в развитых странах, прежде всего в США и еврозоне. Учитывая глобальный рост процентных ставок и повышенную волатильность цен на продовольствие и сырьевые товары, африканским странам стало еще труднее обслуживать свои долги.
Долговая петля затягивается вновь: долг не дает расти, отсутствие экономического роста не дает возможности выплатить долг. Круг замыкается. На повестку дня вновь встала проблема реструктуризации долгов африканских государств. IMF, April 2023 Чтобы лучше понять динамику процесса, можно посмотреть на то, как развивались события в Гане — стране, которая часто считалась образцом для подражания для других стран континента. Гана — это одновременно и пример африканской демократии: страна не управлялась военными диктаторами или пожизненными президентами, как это часто бывает в Африке, — и в то же время пример достаточно успешного экономического развития. Гана получила независимость первой из африканских стран — в 1957 году.
Хотя ее развитие не всегда было гладким, Гане повезло в том, что в отличие от многих соседей ей удалось избежать гражданских конфликтов и войн. С середины 2000-х, пережив в разное время и периоды успеха, и периоды упадка, Гана вступает на путь быстрого экономического роста.
Однако карантинные меры и чрезвычайные бюджетные расходы привели к тому, что экономический корабль Ганы получил мощный удар ниже ватерлинии и начал набирать воду.
График 3 За последние 20 лет структура кредиторов Африки сильно изменилась: резко вырос вес частных кредиторов и Китая Источник: International Debt Statistics database Кризис Власти и финансовые рынки оценили перспективы надвигающегося кризиса не сразу. Еще в марте 2021 года Гане удалось разместить новый выпуск гособлигаций на международном финансовом рынке. Однако уже в конце 2021-го ситуация стала меняться и пассажиры побежали к шлюпкам.
Рост долга привел к снижению кредитного рейтинга, уходу инвесторов-нерезидентов с внутреннего рынка облигаций и в итоге к потере доступа к международным рынкам капитала. При этом попытки сократить дефицит бюджета оказались безуспешными в силу низкой управляемости бюджетного процесса значительная часть бюджетных трат осуществлялась со счетов автономных агентств. Отсутствие внешнего финансирования бюджета привело к повышенному спросу на финансирование на внутреннем рынке.
Однако выпуски внутренних долговых бумаг стали слишком дорогими, и правительство было вынуждено обратиться к прямому монетарному финансированию центрального банка и накоплению задолженности по бюджетным обязательствам. Осенью 2022-го Гана активизировала переговоры с МВФ о стабилизационной программе. В декабре она остановила платежи по внешнему долгу и в начале 2023 года была вынуждена провести частичную реструктуризацию обязательств по внутреннему долгу.
Инициативы международных финансовых институтов по облегчению долгового бремени не пошли континенту впрок: со второй половины 2000-х годов Африка стала снова быстро наращивать задолженность Новый раунд реструктуризаций Здесь мы на время оставим Гану и вернемся к общей проблеме реструктуризации долгов. Предвидя риск вызванных пандемией долговых кризисов, в ноябре 2020 года «Большая двадцатка» учредила «Общую основу для урегулирования задолженности» Common Framework for Debt Treatments. В рамках этого подхода все кредиторы из G20 и Парижского клуба ПК согласились в принципе координировать списание долга.
На практике, однако, реализация Common Framework оказалась непростым процессом, в основном потому, что структура кредиторов африканских государств радикально поменялась. График 4 Ганский седи - один из лидеров по глубине обесценения среди африканских валют расчеты автора по данным Всемирного банка Долговая проблема образца 2020 года, хотя по масштабам и напоминает ситуацию середины 1990-х, отличается от нее несколькими важными моментами. Во-первых, изменился состав официальных кредиторов.
Если в прошлом это были в основном западные страны и международные организации, находящиеся под их контролем, то в 2019 году доля стран-кредиторов, входящих в ПК, резко упала.