Поэтому военные Исламской республики срочно формируют плацдармы рядом с Израилем, для оперативного удара по его территории. Была и Апрельская война 2016 года, и Вторая Карабахская война 2020-го. Руководство самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР) прогнозирует массовый исход этнических армян из Нагорного Карабаха после успешной военной операции. Блогер Багдасарян: Беспорядки устроил позорный карабахский клан. 7 сентября – Пашинян заявляет, что Азербайджан готовится к войне с Арменией – скапливает военные силы на границе и в районе Нагорного Карабаха.
Политолог Устян: Армения 30 лет оккупировала территорию Азербайджана
Хорватия намерена поддержать Азербайджан в разминировании Карабаха. Пашинян усвоил урок 44-дневной войны 22 апреля 23:23 (UTC+04), Политика 1 642. Россия не проинформировала Армению о проведении Азербайджаном военных действий в Нагорном Карабахе, заявили в правительстве республики. Мы подняли вопрос, связанный с четырьмя сёлами сразу после Второй Карабахской войны.
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
Лента новостей конфликта на грани войны в Карабахе обновляемая в режиме реального времени. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Экс-министр Карабаха впервые с начала голодовки связался с семьей Российские миротворцы покидают. Пока на пути очередного обострения обстановки в Нагорном Карабахе стоят две тысячи российских миротворцев.
Сдача Нагорного Карабаха — поражение России, а армяне потеряют страну — мнение
В свою очередь, власти Азербайджана утверждают, что никому ничего не угрожало. В Баку уверяют, что в Нагорном Карабахе остались несколько десятков армян. Для полноценной жизни в Азербайджане им предстоит принять азербайджанское гражданство и следовать всем законам республики. Кроме того, в тюрьме оказались бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера, известного миллионера и мецената Рубена Варданяна. В том числе их обвиняют в финансировании терроризма, создании незаконных вооруженных формирований и ведении войны.
По азербайджанским законам им грозит пожизненное лишение свободы. Власти Армении пытаются оказать беженцам финансовую помощь. Например, каждому ежемесячно выплачивают по 50 тыс. Так как многие карабахские армяне живут большими семьями, эти деньги помогают им при аренде жилья.
Однако проблем все еще очень много.
Суд опубликовал постановление о промежуточных мерах в рамках рассмотрения иска Армении против Баку о расовой дискриминации. Кроме того, Азербайджан, по мнению суда, обязан предоставить тем, кто остался в Нагорном Карабахе и желает покинуть его, возможность сделать это "безопасным, беспрепятственным и быстрым образом".
Суд ООН напомнил Баку о необходимости пускать в Нагорных Карабах желающих вернуться Международный суд ООН постановил, что Азербайджан обязан оперативно допускать на территорию Нагорного Карабаха жителей, покинувших эту территорию ранее в 2023 году.
Суд опубликовал постановление о промежуточных мерах в рамках рассмотрения иска Армении против Баку о расовой дискриминации.
Тактика оппозиции построена на провальном опыте ее прошлых попыток свергнуть Никола Пашиняна - хаотичная блокировка транспортных артерий, привлечение сомнительных фигур и армейских элементов, масштабные дезинформационные кампании. Тактика Пашиняна: дождаться, пока лопнет мыльный пузырь - иссякнет запал оппозиции и её акции начнут раздражать общество. В этот раз ситуация для армянских оппозиционеров чуть более благоприятная: рейтинг власти Пашиняна пошатнулся, многие за последние 6 лет в нем разочаровались, есть и объективное недовольство после окончательной потери контроля над Карабахом. Но одного этого недостаточно для того, чтобы оппозиция достигла успеха.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Россия не проинформировала Армению о проведении Азербайджаном военных действий в Нагорном Карабахе, заявили в правительстве республики. По данным Telegram-каналов, в аэропорту Ханкенди скопилось большое количество беженцев, покидающих территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной республики. Премьер-министр Армении Никол Пашинян танцует народный танец "чименкенд" с жителями Шуши, которые отмечают 27-летие освобождения города в ходе первой Карабахской войны. 7 сентября – Пашинян заявляет, что Азербайджан готовится к войне с Арменией – скапливает военные силы на границе и в районе Нагорного Карабаха.
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение 2.
Область стала анклавом на территории Азербайджана. В последующие годы соседи неоднократно просили передать территорию в их юрисдикцию, так и не получив согласия. Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился.
Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года.
Из карабахских населенных пунктов эвакуировали около 7 тысяч человек, в непризнанной НКР заявляют о более чем 200 пострадавших. В Ереване митингующие заблокировали посольство РФ и здание кабмина, они требуют отставки Никола Пашиняна. Из-за протестов пострадали 34 человека, в том числе 16 полицейских. Ru» вела хронику событий.
Трансляция Вверху самая ранняя запись С начала Вверху самая последняя запись С конца 00. Ru» завершает сегодняшнюю онлайн-трансляцию. Следите за развитием событий в нашей ленте новостей. По заявлению СК, у них было обнаружено холодное оружие. По данным ведомства, в числ пострадавших — 16 сотрудников полиции и 18 гражданских лиц. Количество задержанных не уточняется. Несколько дестяков митингующих вышли к зданию с флагами Армении.
Количество пострадавших не уточняется. Министерство обороны Азербайджана призвало армянские силы в Карабахе сложить оружие и сдаться.
После нее в регион и вошли миротворцы.
Именно они сдерживали вооруженные столкновения обеих сторон и не дали им перейти в полномасштабную войну. Викимедиа Какой будет реакция Армении на вывод миротворцев Ввод миротворцев России в Нагорный Карабах был необходим, чтобы не допустить боевых столкновений между армянскими формированиями и азербайджанской армией, пояснил «360» директор Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. Это совершенно правильное решение трех президентов позволило избежать дальнейшей эскалации масштабных боевых действий.
Сейчас у российского контингента нет необходимости присутствия в Нагорном Карабахе: территория перешла под полную юрисдикцию и физический контроль Азербайджана. Геннадий Подлесный Угрозы возникновения конфликта в Нагорном Карабахе и его окрестностях на сегодня отсутствуют, заверил политолог. Однако наверняка премьер-министр Армении Никол Пашинян и группа его соратников будут спекулировать на уходе миротворцев и заявлять, что Россия их бросила.
Арцах — многозначный термин: это и армянское мужское имя, и провинция Великой Армении, которая была известна еще с II века до нашей эры. Нагорный Карабах стали называть Арцахом в конце 80-х годов XX века. После распада СССР часть территории бывшего исторического Арцаха де-юре осталась в составе Азербайджана, но фактически контролировалась непризнанной Нагорно-Карабахской республикой.
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность.
В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров.
В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».
Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование.
Точку в истории все-таки ставить рано, но совершенно точно силы НКР не способны противостоять на равных армии Азербайджана. А Армения вмешиваться в ситуацию не собирается. В регионе остаются миротворцы из России. Еще во вторник в МИД РФ требовали от сторон конфликта обеспечить безопасность российского контингента. Что он будет делать на фоне полномасштабных боев, было не совсем ясно. Но сегодня же миротворцы занимают одну из главных ролей в заголовках. Объявлено, что при их посредничестве Степанакерт складывает оружие. В телеграм-каналах распространяются кадры , как у аэропорта собираются множество местных, желающих покинуть Нагорный Карабах. Азербайджанцы обещали открыть гуманитарные коридоры. Что происходило в среду в Карабахе? Рассказывает житель Степанакерта Тигран: — Степанакерт окружен. Сейчас в городе совсем нет света, нет воды. Абсолютно непонятно, что нас ждет. Все произошло слишком быстро. Люди не были готовы к такому развитию событий, поэтому в основном никто не знает, что делать. Где этот коридор? Бомбили город. Там люди собрались в надежде. Это параллель с Афганистаном, когда люди собрались на последний самолет. Это российский военный вертолет, но это не сообщение для простых людей.
И пока неясно, можно ли как-то восстановить это влияние через договоренности с Азербайджаном. От него приходится не избавляться, но отдавать — согласно границам государств на момент принятия Алма-Атинской декларации 1991 года, закрепляющей его в статусе внутренней части Азербайджана. Для всех, кто внимательно и последовательно наблюдает за ситуацией, — это логическое завершение 40-дневной войны и курса Пашиняна». Поэтому Пашинян хочет поддерживать этот тренд, который предполагает определенный курс транспарентности по отношению к Турции. Он инициировал встречу с Эрдоганом, посещал Турцию. Он прагматик и технократ, который ориентируется прежде всего на расширение экономических возможностей Еревана и Армении в целом, а Карабах и отношения с Азербайджаном фактически являются причиной блокады. Сейчас армянская экономика зависит напрямую и очень сильно от Военно-Грузинской дороги, пролегающей через Грузию. Пашинян хочет диверсифицировать это, реализовав курс многовекторности, закрепленный в доктрине внешней политики Армении. Уход Рубена Варданяна миллиардера, госминистра Нагорного Карабаха — это один из апогеев этого кризиса, как и уход президента республики Араика Арутюняна. Это свидетельство того, что во внутриполитической элите все неоднозначно. Внутриэлитарный кризис отчасти и способствовал тому, что Азербайджан так повел себя.
По его словам, уничтожены до 20 военных автомобилей, более 40 артиллерийских установок, более 30 минометов, 2 зенитно-ракетных комплекса, более 6 станций радиоэлектронной борьбы. Эйвазов также заявил, что удары наносятся исключительно по военной инфраструктуре, мирное население и гражданские объекты не являются целями Азербайджана. Его слова приводит Reuters. По его словам, ранены 138 человек, в том числе 29 гражданских. Задний вход тоже заблокирован, но сколько людей с той стороны непонятно. Информация о детях и женах, которых якобы привезли в посольство, не соответствует действительности. Родные сидят по домам им ничего не угрожает», — рассказали в посольстве. По заявлению ведомства, в регионе организована эвакуация мирного населения из наиболее опасных районов и оказание медпомощи пострадавшим. По его словам, возможности эвакуировать жителей нет. Они требуют от РФ и российских миротворцев предпринять активные действия по прекращению операции Азербайджана в Карабахе. По данным РИА Новости, митингующие бросают пластиковые бутылки в силовиков. И далее, как было запланировано, операции продолжатся точечно, в более ограниченном масштабе», — сказал он. Митингующие перекрыли Площадь Республики и проспект Тиграна Меца рядом со зданием правительства в центре города, они скандируют «Никол — предатель!
Карабах | Нагорный Карабах
Что такое делимитация и демаркация и почему она так важна? Между тем, во втором бараньем стаде первым я считаю нынешнюю Украину, где проамериканские соросята уже низвели население до уровня послушного стада самоубийц под названием Армения продолжаются мероприятия по подготовке стада к утилизации во благо британских и американских интересов. Премьер-министр тем самым всячески даёт понять… 04:37 Российская газета Группа военных присоединилась к протестующим на границе Армении и Азербайджана Группа из 20 военных присоединились к жителям приграничных населенных пунктов Армении, протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном. Об этом сообщает интернет-ресурс News. Но этот настрой в Ереване разделяют далеко не все. Таким мнением 26 апреля с «Известиями» поделился политолог Юрий Светов.
История Споры о принадлежности территорий шли ещё во времена Российской империи. Область стала анклавом на территории Азербайджана. В последующие годы соседи неоднократно просили передать территорию в их юрисдикцию, так и не получив согласия. Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился. Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР.
Из-за этого в регионе начались трудности с поставками продовольствия. Баку предложил перевозить продукты питания и лекарства по маршруту Агдам — Аскеран. Однако альтернативный путь заблокировали карабахские армяне, заявила азербайджанская сторона. Помощь Евросоюза В январе 2023 года главы министерств иностранных дел стран Евросоюза утвердили создание гражданской миссии в Армении EUMA для «содействия урегулированию на Кавказе». В России заявили, что появление в приграничных районах Армении представителей ЕС лишь обострит ситуацию в регионе. Осталось одно условие Тщетные попытки подписать мирное соглашение привели к тому, что правительство Армении согласилось принять условия Азербайджана, но с гарантиями, что население Нагорного Карабаха не будет подвергаться «этническим чисткам». На это Ильхам Алиев заявил, что армяне смогут жить в Азербайджане наравне с другими гражданами республики. Это насторожило Кремль. Ратификация Римского статута Ко всему прочему Армения начала процесс ратификации Римского статута Международного уголовного суда, который в 2023 году выдал ордер на арест президента Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Ратификация документа вызвала негативную реакцию в Министерстве иностранных дел РФ — во внешнеполитическом ведомстве выразили протест из-за недружественных шагов Еревана. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Главные новости
- Азербайджан согласился на переговоры с Карабахом, но выдвинул условия
- Все материалы
- 5. Азербайджан решил карабахский вопрос / Главные итоги года / Независимая газета
- Карабах. Последние новости, аналитика, обзор СМИ
- Бесповоротно на выход. Эксперты объяснили досрочный вывод миротворцев из Карабаха
- Новая война? Азербайджан начал боевые действия против Нагорного Карабаха
Еженедельный выпуск №16
- Нагорный Карабах сдался на второй день азербайджанского наступления - Ведомости
- Последние новости
- Раиси: Санкции - это война, без военных
- Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась - Российская газета
- Рассылка новостей