Афиша Plus - 8 августа 2022 - Новости Санкт-Петербурга -
«Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича
Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Рустэм Заляй: Правду о «Ленинградской» симфонии Шостакович рассказал Фуату Мансурову
Где послушать ленинградскую симфонию Шостаковича в спб 9 августа 2022 года. В гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Симфония 2. Октябрю.
Симфония войны
- Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
- Подпишитесь на новости «МО»
- Читайте также:
- Подпишитесь на рассылку
Голоса Победы
Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича В конце декабря 1941 года в Куйбышеве ныне Самара произошло событие, которого ждал музыкальный мир. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и казалось, что ее не слышали только жители города, которому она посвящалась. Тогда руководство Ленинградского фронта приняло решение исполнить 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде. Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив. Письмо Шостаковича В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей. В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг.
Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки", — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером. Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения. К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием.
Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра. Сумеем ли мы осилить, поднять его? Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии.
Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский.
В августе 1942-го, когда гитлеровцы готовили решающий штурм города, больше тысячи ленинградцев собрались в филармонии. Музыка Шостаковича внушила веру в победу и дала силы выстоять.
Подробности в репортаже Алексея Корепанова.
Одно из величайших сочинений XX века, ставшее музыкальным памятником героизму и самоотверженности народа-победителя, исполнил симфонический оркестр НОВАТа. За дирижёрский пульт в этот вечер встал музыкальный руководитель — главный дирижёр театра Дмитрий Юровский. Маэстро отмечает: «С исполнением Седьмой симфонии связано множество фактов, которые никого не могут оставить равнодушным: она прозвучит в день, когда 80 лет назад началась война, в городе, где в 1942 году в присутствии автора состоялось её второе исполнение, а сыграл её тогда оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.
Элиасберга, на обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра инструменты , а также другая информация о первом исполнении. В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, который можно изучить на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов.
Элиасберг рассказал: Другой уникальный документ — программка концерта в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, когда исполнялась Седьмая симфония. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства. В качестве эпиграфа в программке дана выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний». Композитор Дмитрий Шостакович Как эпиграф приводятся также слова советского государственного деятеля Емельяна Ярославского: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира».
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов
На нем могут образоваться пузыри и щели - причем, не только на месте стыков, но и на цельной поверхности. Случается, что линолеум идет «волнами», какие-то отдельные... Впервые исполнена Ленинградским филармоническим оркестром и Академией хоровой капеллы под управлением Николая Малько 5 ноября 1927 года. Шостакович позже вернулся к событиям революции в его Двенадцатой симфонии с подзаголовком «1917 год». Структура Симфония состоит из двух частей общей продолжительностью около 20 минут: Largo Хор: «Октябрю» на слова А.
Для ног, опухших от голода, другая обувь противопоказана. Какие уж тут концертные туфли! Но разве это главное?
Ленинградцы истосковались по музыке, по филармоническим премьерам. А тут — еще и музыка, рожденная в блокадном городе. Казалось, ничто не способно остановить эту отлаженную силу. Траурное соло фагота оплакивало павших героев. Но вот скрипки начинали звучать менее отчаянно. Их звуки уже напоминали не вопль, а призыв к сопротивлению. Быть может, никогда в музыке так явственно не ощущалась поступь истории.
И вера в Победу. Музыканты признавались, что, когда они исполняли последнюю часть симфонии, многим казалось, что немцы уже отброшены от Ленинграда и война позади. А ведь предстояло еще 33 месяца великого противостояния и полтора года блокады. Обессиленные люди опирались на спинки кресел и аплодировали стоя. На слезы не хватало сил. Но зал ахнул, когда к Элиасбергу подошла девочка с букетом самых настоящих живых цветов. Сложную симфонию музыканты сыграли безупречно.
За кулисами музыканты обнимали друг друга. Через громкоговорители концерт транслировали по всему Ленинграду. Нет, это был не реквием по великому городу. Как бы ни был грозен враг, самоотверженность защитников города сильнее его, — так воспринимали симфонию ленинградцы. И она прозвучала на весь мир. Музыку слышали и немцы на своих позициях. Для многих из них, считавших, что город умирает, это стало потрясением.
Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть», — вспоминал годы спустя бывший офицер вермахта. В Великобритании и Америке симфонию несломленного Ленинграда сразу объявили гениальной. Нью-йоркской премьерой симфонии дирижировал великий Артуро Тосканини, убежденный антифашист, покинувший муссолиниевскую Италию.
Вчера, в день начала Великой Отечественной войны, не зря звучала именно эта композиция. Дмитрий Шостаков писал её с июля по декабрь 1941 года и посвятил её Ленинграду. Впервые симфонию исполнили 9 июля 1942-го эвакуированные музыканты Ленинградской филармонии под руководством дирижёра Евгения Мравинского.
Крупнейшие американские дирижеры — Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио — NBC , Сергей Кусевицкий Бостонский симфонический оркестр , Юджин Орманди Филадельфийский симфонический оркестр , Артур Родзинский Кливлендский симфонический оркестр обратились во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей ВОКС с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе. Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день — случай беспрецедентный в музыкальной жизни США.
Такой же запрос пришел из Англии. Карл Элиасберг Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли еще в декабре 1941 года. После голодной зимы 1941 в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста.
Из рассказа флейтистки блокадного состава оркестра Галины Лелюхиной: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты.
«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича
Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта.
Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты. Симфония требовала больших физических усилий, особенно духовые партии — огромная нагрузка для города, где и так уже тяжело дышалось». Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов.
С фронта потянулись музыканты: тромбонист — из пулеметной роты, валторнист — из зенитного полка... Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги.
По прошествии значительного периода времени Шостакович признался, что среди своих пятнадцати симфоний Вторую и Третью он считает неудовлетворительными. Он также говорил о них как о результате ошибочного стремления к оригинальности.
Layton, Robert, ed. ISBN 0-87749-245-X. Feuchtner, Bernd, tr.
Поэтому актуальность Седьмой симфонии переоценить просто невозможно, — отметил Глава региона. Губернатор уверен в том, что предстоящие мероприятия, посвященные 80-летию со дня первого исполнения симфонии, станут важной исторической вехой.
Руководитель области добавил, что желающих попасть на концерт — очень много. Мы обязательно пригласим на концерт жителей Донбасса, которые не понаслышке знают, что такое агрессия, потеря близких, что такое война», — заверил Дмитрий Азаров. Концерт состоится 5 марта в 21:00. В это же день откроется специальная выставка «80 лет Седьмой Ленинградской симфонии», организованная в фойе Самарского академического театра оперы и балета — именно там, где оркестр Большого театра в начале 1942 года готовился к премьере. Посетители смогут изучить исторические материалы, узнают, как была написана симфония и увидят инструменты, на которых она исполняется.
Важной частью станут интерактивные элементы, расположенные на местах, где сидели музыканты оркестра. С их помощью можно услышать воспоминания оркестрантов, дирижёра и самого Дмитрия Шостаковича. На выставке будет представлено множество документальных материалов, фотографий, фрагментов видео и воспоминаний самого композитора и его современников.
Реалии» Кавказ.
Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу
Shostakovich: Symphony No.2/Festival Overture/Song of the Forests, etc. Премьера 2-й симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии 6 ноября 1928 года. Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Музыканты сыграли седьмую симфонию Шостаковича, которая олицетворяет подвиг советского народа.