10. В своих многочисленных путешествиях увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Вы можете ознакомиться и скачать Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год. он начинает создавать для России иконостас её святых праведников». Презентация может быть использована на уроках литературы в 5, 6 и 9 классах, во время уроков, посвященных жизни и творчеству А.С. Пушкина, а так же на уроках внеклассного чтения.
🗊Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год
Лесков 10 класс презентация жизнь и творчество - фото сборник | Презентация биография Лескова 10 класс. Урок 10 класс лесков жизнь и творчество. 10 Интересных фактов о Николае Семёновиче Лескове. Началом творческого пути Лескова-писателя. |
Презентация «Биография Николая Семеновича Лескова» - GoldLibrary | Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. |
Презентация «Биография Николая Семеновича Лескова» | Жизнь и творчество Лескова урок в 10 классе. Проект по биографии и творчеству Лескова с иллюстрациями. |
Презентация "Биография Лескова Н.С."
В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Слайд 9 1870 году Н. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М.
Шкотта Скотта «Шкотт и Вилькенс». Он приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью.
В начале своей литературной карьеры Н. Лескова В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой — «Погасшее дело» позже «Засуха». Временами проскальзывали подписи «М.
Слайд 9 Творчество писателя разнообразно: очерки, повести, романы. Одними из самых интересных произведений Лескова является повесть «Очарованный странник» и сказ о тульском косом левше и о стальной блохе «Левша». Слайд 10 Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда готовые прийти на помощь другим. Слайд 11 Лесков, по словам Максима Горького, писал не о мужике, не о помещике, а всегда о русском человеке. В каждом рассказе думал о судьбе России.
Разбирается его творчество, характерные черты, присущие для его произведений. Отмечается переход в творчестве писателя от революционно-демократических настроений к нигилизму и после к церковно-религиозной тематике в своём творчестве.
Навигация по записям
- Писатель-антинигилист
- Лесков творчество
- Инна Александровна Круглова
- Жизнь и творчество Лескова – презентация
- Презентация - "Праведничество" в творчестве Н. С. Лескова
- Жизнь и творчество лескова презентация 10 класс
Презентация "Биография Лескова Н.С."
Презентация: Николай Семенович Лесков. Описание: Презентация подготовлена для демонстрации на уроке литературы во время изучения биографии Н.С. Лескова. Жизнь и творчество лескова презентация 10 класс. Лесков жизнь Лескова. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер.
Презентация - "Праведничество" в творчестве Н. С. Лескова
Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" 1862 , "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" 1863 , "Леди Макбет Мценского уезда" 1865. Лескова В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" 1872 , "Захудалый род" 1874. В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе " 1881 , "Тупейный художник" 1883 , "Человек на часах" 1887.
Лесков произведения список.
Основные произведения Лескова. Художественный мир Лескова кратко. Художественный мир произведений н. Произведения Леского. Лесков последнее произведение.
Жизнь Николая Семеновича Лесков. Презентация на тему творчество Лескова. Творчество Лескова 8 класс. Художественный мир произведений Лескова презентация 10 класс. Николай Лесков праведники.
Праведники писателя Лескова. Тема праведничества у Лескова. Творчество н. Лескова 1870. Лесков Николай Семенович книги.
Литературное наследие Лескова. Книги о творчестве Лескова. Николай Лесков 1831-1895. Лесков 190 лет. Годы жизни Лескова Николая Семеновича.
Отец н с Лескова. Семья н с Лескова. Лесков Николай Семёнович в юности. Николай Семёнович Лесков семья. Хронология жизни Николая Семеновича Лескова.
Хронологическая таблица Лескова Лескова. Салтыков Щедрин хронологическая таблица. Лесков хронология таблица. Жизнь и творчество н с Лескова. Биография и творчество Лескова.
Литературный портрет н. Урок литературы 10 класс. Лесков презентация. Лесков презентация 6 класс. Сообщение Николай Семенович Лесков.
Николай Лесков 1831 русский писатель-прозаик. Николай Лесков и его книги. Н С Лесков произведения список. Николая Семёновича Лескова книги. Н С Лесков пьесы.
Николай Лесков книги для детей. Герои произведений Лескова. Путешествия Лескова. Творческая жизнь Лескова. Портрет писателя Истоки его мировоззрения Лескова.
Судьба автора портрета старика и его характеристика его творчества. Лесков романы. Лесков Николай Семёнович некуда. Книги Лескова.
Лесков 1881 Cлайд 14 Н. Фото 1877—1878 В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью. Cлайд 15 Н. Фото 1892 На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов.
Cлайд 16 Н. Гравюра В. Матэ по рисунку И. Репина Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля 5 марта 1895 года Николай Лесков скончался. Надгробие на могиле Н. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки» Cлайд 17 Лесков — самобытный писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим, яснее видишь запутанного русского человека. Cлайд 18 Н. Художник И.
Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно».
И если Иван Северьяныч в пылу укротительства приговаривает; «Стой, собачье мясо, песья снедь»,— то невольно вспоминается гнев Ильи Муромца на богатырского коня: «Ах ты, волчья сыть да травяной мешок». А когда оседлавший дикого коня Флягин охаживает его по бокам нагайкой, услужливая память русского человека подсказывает другой фрагмент из былины: Он бьет коня по крутым бедрам, пробивает кожу до черна мяса. Ретивый конь осержается. Прочь от земли отделяется... Неуемная жизненная сила Флягина, требующая выхода и прорывающаяся иногда в безрассудных поступках, разве не сродни оказывается былинному Святогору, которому не с кем силушкой померяться?
А и сила-то по жилочкам так живчиком и переливается Грозно от силушки, как от тяжкого бремени. Он безмерно одарен, талантлив и простодушен, добр, душевно щедр, силен физически, бесстрашен и стоек, всегда способен прийти на помощь слабому, ему присущи высокая нравственность и патриотизм, русскому человеку «за народ очень помереть хочется», « а просвещение его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Это основные черты русского национального характера.
Лесков презентация 10 класс
Жизнь и творчество Н. С. ЛЕСКОВ (1831 – 1895). Сообщение о жизни и творчестве Лескова. Презентация биография и творчество лескова 10 класс. Сообщение о жизни и творчестве Лескова.
Лесков презентация 10 класс
презентация по биографии а к уроку по литературе в 6 классе. Видео автора «Микромир» в Дзене: Выдающийся русский писатель, история жизни и творческого пути в видеопрезентации. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Последний слайд презентации: Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер.
Биография лескова презентация 10 класс
Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Что хотел доказать Платов англичанам? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась? Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?
Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Характеристика персонажей сказа «Левша». Какую мысль вы считаете главной в этой главе? Александр Павлович Александр 1 Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате. Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова?
Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12? Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру 1, Николаю 1, Платову? Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав 13-16. Материалы А.
Поурочные разработки по литературе. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна. Судьба левши. О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём? Как описывается работа трёх мастеров — оружейников?
Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»? Что поразило левшу у английских мастеров?
Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату.
В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника. Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.
Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны. Писатель-антинигилист В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо.
Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку [46]. Рассказ « Юдоль » о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году. Скончался 21 февраля [ 5 марта ] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге [47]. Могила Н.
Лескова на Литераторских мостках Отзывы современников[ править править код ] Современники ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни и в этом отношении ставили его в один ряд с А. Писемским [48]. Вместе с тем прогрессивная критика не могла простить Лескову нападок на послереформенное поколение радикалов «революционных демократов» , именуемое им нигилистами. Так, М. Салтыков-Щедрин заявлял, что Лесков Стебницкий излишне любит жаловаться на упрёки и нападки со стороны «врагов и недоброжелателей», что он постоянно преувеличивает и даже выдумывает упреки в свой адрес, чтобы использовать их в качестве повода для «ответных» нападок на русских «нигилистов»: Это всё, разумеется, напраслина, потому что г-ну Стебницкому сроду никто никогда упрёков не делал, и сам г. Стебницкий это очень хорошо знает; но эти упрёки ему нужны. Нужно с чем-нибудь подойти к читателю, он и выдумал эти упрёки. Ни один из его героев — ни одна Платонида, ни один Овцебык не существуют в его глазах сами для себя; всё это призраки, которые дают только повод вызвать другой, ненавистный, но вечно милый призрак: призрак нигилизма.
В пользу этого призрака он жертвует всем: и запасом своей наблюдательности, и теми проблесками дарования, которые, по временам, пробиваются в его произведениях [49]. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей». Святополк-Мирский 1926 [50]. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний: Как художник слова Н. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Это отмечали и писатели-современники: Л.
Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли Божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой в письме от 3 декабря 1890 года говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». В письме В. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. Я привык к отделке работ и проще работать не могу». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»?
У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной. Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества. Личная и семейная жизнь[ править править код ] В 1854 [56] году Лесков женился на дочери киевского купца Ольге Васильевне Смирновой 1829 - 1909. В этом браке родились сын Дмитрий умер в младенческом возрасте и дочь Вера [8]. Гудовский, останавливался Тарас Шевченко. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: с первого дня в семье не прекращались скандалы. В 1856 году, когда родилась дочь, было принято решение, что Ольга Васильевна с дочерью остаётся в Киеве, а Николай Семенович едет в Москву, где будет заниматься журналистикой.
В 1857 Ольга Васильевна приехала в Санкт-Петербург, здесь она устраивала скандал за скандалом, выступая в роли покинутой женщины с ребёнком. Семейная драма Лескова разворачивалась на глазах редакции журнала «Русская речь», в котором работал Лесков. Окружение Лескова приняло сторону Ольги Васильевны, в итоге произошел разрыв не только с женой, но и со всей редакцией, что привело к краху успешно начавшейся писательской карьеры [57]. Жизненные перипетии в связи с неудачной женитьбой Лескова нашли отражение в романе "Обойденные". Лесков окончательно расстался с женой, он переезжает в Санкт-Петербург, Ольга Васильевна с дочерью Верой вернулась в Киев [8]. Позже обнаружилось, что Ольга Васильевна страдает психическим заболеванием. В 1878 году она была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке.
Главным врачом больницы был известный в своё время психиатр О. Чечотт, а попечителем — знаменитый доктор С. Боткин [59]. Бубнова Екатерина Степановна В 1865 году Лесков вступил в незарегистрированный брак с киевлянкой Екатериной Степановной Бубновой, урождённой Савицкой 1838-1901 , праправнучкой киевского зодчего Ивана Григоровича-Барского. Екатерина Бубнова, имея четверых детей, давно уже не жила с мужем, Михаилом Бубновым. Она разошлась с мужем в начале 1860-х годов, но, как и Лесков, формально была несвободна. Лесков становится отчимом её детям — Николаю , Михаилу, Борису и Вере. В гражданском браке Лесков прожил 12 лет: с 1865 по 1877 год.
В 1866 году у них родился сын Андрей Дрон. В 1877 году Лесков расстался с Екатериной Степановной, вместе с детьми от первого брака она вернулась в Киев. Сын Андрей остался с отцом в Санкт-Петербурге. Последние 17 лет Лесков жил холостяком. Лесков сделал военную карьеру, стал генералом и оставил книгу о своем отце «Жизнь Николая Лескова». Его сын, Юрий Андреевич 1892—1942 , стал дипломатом, вместе с женой, Еленой Александровной Лесковой , урождённой баронессой Медем , после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова род. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.
В январе 2022 года она в возрасте 99 лет была награждена медалью за вклад в развитие балета в Бразилии. Указ о награждении Татьяны Лесковой подписал лично президент страны Жаир Болсонару. Несмотря на свой почтенный возраст, она продолжает активно участвовать в жизни русской общины в Рио-де-Жанейро, остается важной фигурой в объединении соотечественников», — отметил генконсул РФ в Рио-де-Жанейро. Лесков заботился о приёмной дочери Варе Долиной, в завещании она была уравнена в правах с его собственными детьми Верой и Андреем. Пасынок Николай Михайлович Бубнов , ставший известным историком, в своих мемуарах «Сквозь череду потерь» отметил благотворное влияние на его воспитание жизни в семье Н. Вегетарианство[ править править код ] Н. Рисунок И. Репина , 1888—89 гг.
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец. После смерти отца от холеры в 1848 году , Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. В Киеве в 1850—1857 годы Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.
Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова — презентация
Слайд 7 Свой писательский дар Лесков не сразу обнаружил в себе. Сначала даже писал под псевдонимами: Стебницкий , М. Слайд 8 В 1881 году писатель опубликовал повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». В ней простой русский кузнец по прозвищу Левша умудрился не только изготовить для ножек заморской стальной блохи, видимой лишь в самый лучший «мелкоскоп», микроскопические подковы, но и поставить на каждой из них крошечными буквами тульское фабричное клеймо. С тех пор выражение «блоху подковать» означает искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу. Слайд 9 Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем, вегетарианство влияние оказало не только на его жизнь, но также на творчество. Пресса порой высмеивала вегетарианство Лескова, на что тот не обращал внимания, считая употребление животных в пищу совершенно недопустимым. Лесков публиковал заметки в газетах, рассказывающие о вегетарианстве, также он разместил в газете «Новое время» призыв к созданию вегетарианской поваренной книги.
К вопросам защиты животных и этики пищи Лесков обращается во многих произведениях. Им были созданы первые в отечественной литературе персонажи-вегетарианцы. Слайд 10 Н.
Лескова 1831, 4 16 февраля — родился в селе Горохово Орловской губернии. Род происходит из духовенства. Лесков — писатель. Конец 70-х годов — разошёлся со второй женой и до конца дней оставался одиноким. Вывод: Лесков рано стал самостоятельным. В конце жизни ощущал одиночество.
Временами проскальзывали подписи «М. Лесков-Стебницкий» и «М. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. М-ев», «Н. Касторский», «Дивьянк», «М. Протозанов», «Николай — — ов», «Н. Статья о пожарах[ править править код ] В статье по поводу пожаров в газете « Северная пчела » от 30 мая 1862 года , о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос [16]. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого императора. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь» [6] [17]. Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже» [9]. Лесков стал постоянным сотрудником газеты « Северная пчела », где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего « Современника ». Писательская карьера Н. Лескова началась в 1863 году , когда вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» 1863—1864. Тогда же в журнале « Библиотека для чтения » начал печататься роман « Некуда » 1864. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. Именно этот первый роман — в политическом отношении радикальный дебют — на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Ходили слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Катковым , издателем « Русского вестника » [9]. Первые повести[ править править код ] В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть « Житие одной бабы » 1863. При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» издательство «Время», под редакцией П. Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений [20]. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало [21]. В те же годы вышли « Леди Макбет Мценского уезда » 1864 и « Воительница » 1866 — повести трагического колорита, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа , родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться [22]. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» 1867 [9]. Примерно в это время Н. Лесков дебютировал и как драматург. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинён критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях» [9]. Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» 1865 , полемизировавшую с романом Н. Чернышевского « Что делать? Примерно 1880-е гг. В 1870 году Н. Лесков опубликовал роман « На ножах », в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением [23]. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Катковым , который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. Лесков [24]. Некоторые современники в частности, Достоевский отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. Лесков больше не возвращался [9]. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название « Соборяне » и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа» [9]. Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех» [25]. Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: « Старые годы в селе Плодомасове » 1869 и « Захудалый род » полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства» [9] , вызвала недовольство М. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман» [26]. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным» [28]. Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. Лесков писал [29] : Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры. Как отмечал критик Б. Бухштаб , такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова , с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Согласно Б. Бухштабу либералы и демократы «левые» обвинили Лескова в национализме, реакционеры «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения [30]. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела.
Лев Толстой говорил о Николае Семёновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , а также Иван Тургенев считали его одним из своих главных учителей. Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Дмитрий, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в клинике в Петербурге. Брак распался. С 1865 года Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой, стал отчимом её детям. У пары появился сын Андрей 1866—1953 гг. В 1877 году супруги расстались, сын остался с отцом. Последние годы Последние пять лет жизни Лескова мучили приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семёнович 21 февраля 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище. Хронологическая таблица хронологическая таблица Лескова Интересные факты В биографии Лескова интересных фактов из жизни собрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя.
Биография лескова презентация 10 класс
Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Лесков, 1892 г. Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения «Некуда», 1864 г.
Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести «Левша», 1881 г. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний. Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи.
Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше.
Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался. Cлайд 10 Н. Лесков стоит второй справа среди сотрудников газеты «Северная пчела». Фото начала 1860-х С начала 1862 года Н. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи.
Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника». Писательская карьера Н. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» 1863—1864. Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» 1864. Cлайд 11 Н. Фото 1864 Вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» 1864 , «Воительница» 1866 — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий.
Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа». Cлайд 12 Н. Фото 1875 В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н.
Лесков в своих романах и повестях исследует сложные человеческие отношения, анализирует психологическое состояние героев и выявляет их внутренние противоречия. Исторические произведения. Лесков увлекался историей России, и в его произведениях часто присутствуют персонажи и события из русской истории. Юмористические произведения. В этих произведениях Лесков использует юмор и иронию, чтобы описать различные ситуации и поведение героев. Таким образом, жанры и темы, которые присутствуют в творчестве Лескова, делают его произведения разнообразными и интересными для чтения. Основные произведения 2. История показывает, что страсть к искусству может иметь и негативные последствия для самого художника. Влияние и признание Внимание к деталям и точное воспроизведение быта делают его произведения уникальными и интересными для современного читателя. Через свои повести Лесков показывает сложность человеческих отношений, нравственные противоречия, проблемы человеческой души. Он является мастером психологического анализа персонажей, отражая в своих произведениях различные аспекты русской жизни.
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла « Левшу » просто записью старинной легенды [31]. Лескова « Запечатленный ангел », повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием [9]. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский « сказ » получил наиболее сильное и выразительное воплощение. В том же году вышла повесть « Очарованный странник », произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий» [9]. Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе [33]. Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты [34]. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» [35]. После разрыва с Катковым материальное положение писателя к этому времени женившегося вторично ухудшилось. В январе 1874 года Н. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом» [36]. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. В 1884 году в письме в редакцию газеты « Варшавский дневник » он писал [38] : В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие. Лескова , Лесков считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из « Выбранных мест из переписки с друзьями »: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». Я и стал это записывать» [9]. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом , автором «Дочери египетского царя» [39]. В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах « Задушевное слово » и « Игрушечка »: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Пешкова-Толиверова , ставшая в 1880—1890 гг. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия « Тупейный художник », «Зверь», « Пугало » : наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. Отношение к церкви[ править править код ] В 1880-х годах изменилось отношение Н. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л. Веселитской о «Соборянах» он писал [40] : Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого , с которым он сблизился в конце 1880-х годов [39]. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума» [41] , — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть « Полунощники », завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала « Вестник Европы » за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» [42] , — писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Скандал вызвал и очерк Н. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» 1884 , но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости» [43]. Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания содержавший в себе произведения на церковные темы задержан цензурой [43] впоследствии он был издательством переформирован. Последние годы жизни[ править править код ] Н. Лесков, 1892 г. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил [44] : Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции.
Жизнь и творчество лескова 10 класс
Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Презентация "Жизнь и творчество А. П. Чехова" предназначена для проведения урока литературы в 10 классе. Презентация состоит из 41 слайда, в которых поэтапно представлен жизненный и творческий путь писателя. Презентация «Годы жизни Лескова», 23 слайда. Все слайды на одной странице, возможность скачать. 7 похожих презентаций из темы «Лесков». Система уроков по творчеству а в старших классах с использованием ИКТ. Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя?
Николай Семёнович Лесков (1831-1895)
Система уроков по творчеству а в старших классах с использованием ИКТ. План урока русской литературы в 10-м классе на тему «Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова» построен на основе выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума. 89 фото. Мини эстакада для автомобиля своими руками чертежи. Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В названии повести обыгрывается многозначность. ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и.