Новости памирцы и таджики чем отличаются

Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus. 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости

Памирские народы

Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Всего памирцев насчитывается около 300 тысяч человек.

Памирцы: уникальный народ с богатым наследием

КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Памирские таджики Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Таджики являются основной этнической группой на большей части территории Таджикистана, а также в северном и западном Афганистане, хотя таджиков в Афганистане больше, чем в Таджикистане. Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого.

Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки

У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. Хоть памирцы и с гор спустились, мне они показались более цивилизованными в общей массе нежели обычные таджики. Собственно таджикские пловы отличаются тем, что готовятся с фаршем или чем-то наподобие котлет, причём состав их в "согдийском" и "душанбинском" рецептах сильно отличается. 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости

Памирские народы

КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. Афганские кишлаки отличаются от таджикских тем, что как правило, оштукатуренный и побеленный дом там только один и принадлежит, обычно, куратору переправки товара через границу (ну вы поняли).

МИД Таджикистана выразил обеспокоенность массовыми случаями отказа во въезде в РФ

Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики. Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. Хотя формально народности таджикского Памира (или Горно-Бадахшанской автономной области) и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости

Кто они - эти памирцы ?

Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты-исмаилиты- низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23].

Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу.

Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане.

По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются.

Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира.

Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.

По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4].

А пшеница у нас не растет… Памир считался оплотом оппозиции в той войне. Местные называли это блокадой.

Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию. В Бадахшане он строит мосты, дороги, электростанции, школы. С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. Шииты считали, что возглавлять мусульман должен имам — потомок пророка, а не выборный халиф. В 760 г.

Они отбросили шариат и предельно упростили обряды, уйдя таким образом от «исламской глобализации». Исмаилиты считают, что обращенные народы должны оставаться такими, какие они есть. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. И это существенно отличает их от таджиков и узбеков. Памирцы религиозны, но религия не мешает здешним девушкам ходить с открытыми лицами и непокрытой головой, учиться наравне с мужчинами, свободно общаться.

А вообще, за всё время нахождения в Душанбе я не почувствовала неприязненного отношения к себе. Разница культур Был у меня и опыт столкновения двух цивилизаций. Так называемая дихотомия между Западом и Востоком.

Ситуация произошла в отеле: за завтраком управляющий очень громко говорил по телефону с кем-то. Для местных это нормально. Для россиян немного непривычно.

В общем, управляющий после беседы по телефону обратился к русской девушке-постоялице и спросил: «Не слишком ли громко я говорил? При этом любой таджик скажет примерно так: «Нет, нет, что вы, негромко. Ну, только если совсем чуть-чуть».

То есть не будет открыто говорить, что его что-то не устраивает, а постарается скрыть то, чем он недоволен. И эта едва уловимая разница видна во всём. Пока путешествовала, увидела тех самых, наверное, «релокантов-нетвойняшек».

С одним из них у меня состоялся весьма забавный, хоть и не очень приятный разговор. Чуть выше памятника Исмоилу Сомони в Душанбе находится Дворец наций, здание необычайной красоты. Пока я стояла и фотографировала его, ко мне испуганно подкрался один из таких релокантов и спросил: «А вы уверены, что здесь можно фотографировать?

Мой визави парировал: «Ну, а вдруг пэпээсники придут и будут проблемы? И «нетвойняшка» далее произносит сакраментальную фразу: «Ну, пока вы здесь, я тоже пофоткаю». В этот момент у меня произошёл, что называется, сбой системы.

В голове моментально стали проноситься мысли: «А если бы меня не было, он бы не фотографировал? А будь я крупным мужиком, а не 50-килограммовой девушкой, и к нам подошла таджикская милиция, ты бы свалил всю вину на меня? Таджикистан с Туркменистаном.

Пользователи интернета повсеместно пишут, что в Туркменистане действительно на законодательном уровне нельзя фотографировать правительственные здания… В общем, отдельно бы хотелось сказать пару слов таким вот беглецам из «империи зла». Понимаю, вы уехали на скорую руку, страшно стало. Но, дорогие мои, прежде чем покупать билет в восточную страну, вы хоть откройте интернет и прочитайте что-то об этой стране.

Хотя бы минимально. Иначе вы так и будете думать, что в восточных странах живут дикари. И научитесь наконец отличать «самую закрытую страну» от той, где прошла гражданская война.

Какая раса таджиков? Pamirid, Pamir-Fergana race — самая восточная субраса европеоидной расы, распространенная в Средней Азии. К ней относятся в основном узбеки, уйгуры, таджики в особенности горные таджики , памирские народы, а также пуштуны из провинций Каписа, Парван, Газни, Забуль, Кандагар и Урузган , пашаи. Кто по национальности иранцы? На каком языке говорят персы? Сегодня на персидском языке разговаривают 125 миллионов людей по всему миру: в Иране, Афганистане, Таджикистане, а также многочисленные персоязычные группы в Ираке, Бахрейне, Узбекистане, Пакистане, Армении и Туркменистане. Какие нации относятся к персам? Персы самоназв. Живут также в Турции св.

Кто генетически ближе к таджикам? По митохондриальной ДНК разные группы таджиков оказались близки к восточно-памирским киргизам и уйгурам. Кто является предками таджиков?

Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев

По теме могу сказать одно, если у таджика серьезные намерения, до свадьбы в постель не потянет. Так что думайте. Если потащил в постель, то возможно у него уже есть жена. Хотя времена поменялись, нынешние таджики и пьют уже раньше ни, ни мама Екатеринбург Holly09 Ваше будущее мать одиночка с копчеными детьми Почему с копчеными. Памирские таджики белокожие.

А есть и блондины с голубыми глазами, от русского не отличишь. Вы не путайте с цыганскими таджиками, которые попрошайничеством занимаются.

Все попытки ее завести ни к чему не приводят. Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать. Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир.

По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань! Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна! Ну надо так надо!

В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть. Чтобы в такое поверить нужно это испытать на себе и желательно в экстремальной ситуации. Естественно это не канал Рен-ТВ и никакого чуда не произошло. Все оказалось прозаично. Под левой коленкой водителя был переключатель газ-бензин и во время езды по такой тряске он потихоньку опустился вертикально вниз и очутился в таком положении, что и не газ и не бензин, но никто не обратил внимания. А водитель, когда садился, видимо, задел его коленкой, он включился на бензин и двигатель завелся.

Все просто, а то приметы. Едем дальше, Алик говорит — Вы хотите ехать по более лучшей и пологой дороге, но длинной, или плохой, горной, но короткой? Нам уже было ничего не страшно, поэтому выбрали дорогу через перевал — и оно стоило того. Виды открываются просто потрясающие. А культурную составляющую организовывал Алик, рассказывая где в гражданскую войну танки жгли, где засады устраивали и где кого в плен брали. Подходы заминированы, а пулемет простреливает все пространство Если есть возможность то лучше проехать к Памиру обоими путями. Но если нет своего Алика, то можно это сделать на маршрутке.

Ко мне приезжал брат и я его так отправлял — все проверено. Выглядит это следующим образом. Ежедневно, на рассвете, на заброшенной автобазе в Душанбе, собираются желающие поехать в Хорог вместе с провожающими. Там же стоят 5-7 джипов готовые к поездке, собирающие пассажиров. Джипы потрепанные временем и дорогами и оттого выглядящие очень колоритно и боевито. В каждом джипе по 7 мест, каждое из которых продается по разной цене — самое дорогое, естественно, рядом с водителем. И тут начинается гомон — это водители подбирают себе пассажиров могут и не взять если не понравился , тут же слышен плач провожающих, детский крик… Весь багаж, сумки, чемоданы и прочее, укладывается сверху на багажник внушительной горкой и завязывается палаткой.

И вот, наконец все расселись по машинам, заводятся двигатели, включаются фары, прощальный гудок и колонна вдоль рядов плачущих и махающих провожающих выдвигается в путь. Это надо видеть, Кэмэл трофи отдыхает. Удалось мне побывать на Памире и еще один раз — в этот раз уже на вертолете, посетил высокогорное озеро Сарез. Это озеро образовалось в результате мощного землетрясения, когда сошел оползень и перегородил русло реки естественной дамбой. За 100 лет в озере, находящегося на высоте 3263 метра, накопилось 16 кубических километров воды. Поскольку дамба естественная, то она постепенно подмывается, кое-где сочится вода и готова разрушиться в любой момент. Это закрытая зона, там постоянно происходит мониторинг под эгидой ООН, но денег на укрепление дамбы никто не дает.

А если дамбу прорвет, то волной цунами смоет не только Таджикистан, но и половину Узбекистана.

В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений.

Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским.

По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.

В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни.

Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством.

Изделия таджикских ткачей отличаются высоким качеством и оригинальными узорами, передающими национальную символику. Таджикская культура также известна своими национальными праздниками, такими как Навруз и Иди Рамазан, которые отмечаются с особым размахом и традициями. Таким образом, культурные особенности памирцев и таджиков позволяют нам увидеть богатство и многообразие этнического наследия Центральной Азии. Их уникальные традиции, особенности архитектуры, национальная кухня и музыкальная культура делают эти народы неповторимыми и интересными для изучения и понимания. Этнический состав Памирцы, также известные как памирские народы, населяют в основном горные районы в Восточной Европе и Центральной Азии.

Они проживают в таких странах, как Таджикистан, Афганистан, Киргизия и Пакистан. Основные группы памирцев включают шугни, бартанг, аним, ишкашимских и рушани. В каждой из этих групп существуют свои особенности культуры и языка. Таджики, с другой стороны, представляют собой этническую группу, в основном проживающую в Таджикистане. Они также населяют Афганистан, Китай, Россию и Узбекистан. Таджики разделены на несколько подгрупп, таких как горные таджики, платотские таджики и долинские таджики.

У них есть свой собственный язык — таджикский, который является разновидностью персидского языка. Таким образом, хотя памирцы и таджики имеют некоторые сходства в своем этническом составе, они все же различаются по своему географическому распределению и особенностям своей культуры и языка. Одним из основных отличий между этими народами является язык. Памирцы говорят на памирском языке, который относится к иранской языковой семье. Таджики же говорят на таджикском языке, который относится к персидской языковой группе. Также культурные различия можно найти в традициях и обычаях.

Памирцы придерживаются традиций, которые уникальны для этого региона. Они имеют особые ритуалы и обычаи, связанные с семьей, свадьбами, похоронами и другими социальными событиями. Таджики, с другой стороны, также имеют свои уникальные традиции и обычаи, но они могут отличаться от памирских. Также эти народы отличаются по этническому составу. Памирцы относятся к памирской этнической группе, которая имеет смешанный состав и включает в себя группы иранского, тюркского и других происхождений. Таджики, в свою очередь, являются этнической группой, которая привержена таджикской культуре и истории.

Культурные различия между памирцами и таджиками являются важным аспектом их идентичности и способствуют сохранению уникальности и разнообразия этого региона Центральной Азии. Традиции и обычаи У памирцев традиции играют особую роль в их повседневной жизни. Они придерживаются старинных обычаев и верят в духовную мощь своих предков.

Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая, Таджикистан

Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Что означает слово Памир? Цунлин — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана Горно-Бадахшанская автономная область , Китая, Афганистана и Пакистана. Какой стране относится Памир? Крыша Мира — именно так часто переводят название горной системы Памир. Памир расположен на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана, и при этом тесно связан с другими высочайшими горными системами мира — Тянь-Шань, Каракорум, Гиндукуш. Что значит Памирец? Ответы пользователей Отвечает Маша Джатанова 30 июн.

Чем таджики отличаются от памирцев?

Ответы пользователей Отвечает Алексей Депутат 6 июл. Таджикский язык это западноиранский а Памирские языки это Восточно-... Отвечает Яна Миронова 27 мая 2022 г. Она вообще мало похожа на среднеазиатскую. Так, памирцы практически не едят плов, зато обожают жареную... Отвечает Андрей Агаларов Памирские таджики «гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики — группа народов, населяющая области Западного Памира Горный Бадахшан , разделённого... Отвечает Покрас Профит Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко... Веками узбеки убивали таджиков, а таджики узбеков.

А туркмены занимались...

Швидецкая и Ю. Рычков прямо пишут об этом.

У других исследователей эта мысль подразумевается. Для проверки ее сопоставим памирцев и узбеков по основным признакам, пользуясь сначала краниологическими материалами. Памирцы представлены данными по двум группам, по-видимому, середины II тысячелетия н.

Гинзбурга 2 табл. В таблицы не включены описательные характеристики рельефа черепа, а также величины углов наклона лба, ибо они дают не очень сравнимые и поэтому не очень объективные результаты. Но по скуловому диаметру очевидны существенные различия между узбеками и памирцами, свидетельствующие о массивности лицевого скелета у первых по сравнению со вторыми.

Это подтверждается и величинами верхней высоты лица, заметно большими в узбекских сериях. Размеры черепа, особенно в высоту, у памирцев в целом также меньшие.

Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в.

Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам.

Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.

Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира.

Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами.

Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет.

Этой общности присущи все признаки этноса [2]. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля.

Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы.

Памирцы и таджики: сравнение культуры, традиций и особенностей

Памирцы привыкли к изолированной жизни в горах. Традиционно их разделяют на северных и южных. К первым относятся шугнанцы, рушанцы, сарыкольцы, язгулямцы и другие народы. Ко вторым — ишкошимцы, ваханцы, сангличцы, мунджанцы. Несмотря на то, что официальным языком в ГБАО является таджикский на нем же, как правило, ведется обучение в школах , памирцы говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи: язгулямском, шугнанском, ваханском, рушанском и др. У этих языков письменность слаборазвита, хотя в советский период для шугнанского языка она была создана на латинской основе и действовала в 1930-е годы. Интересно то, что ягнобский язык, как один из памирских, признается учеными потомком древнего согдийского, на котором говорили в Согдиане — исторической области в Центральной Азии. Ее территория в IV веке до н. Жизнь в горах Как живут народы Бадахшана? Вне всяких сомнений, особое влияние на их быт и обычаи оказало высокогорье. Памирцы занимаются земледелием и животноводством: выращивают бобовые, ячмень, пшеницу и разводят коров, овец, коз и лошадей.

Также в этих краях развито гончарное дело среди женщин и вязание узорных носков джурабов среди мужчин.

Особенности народа памирцы 1. Горная ментальность Одной из основных особенностей памирцев является их горная ментальность.

Жизнь в горах требует от них силы, выносливости и адаптации к экстремальным условиям. Именно поэтому памирцы славятся своей выдержкой, стойкостью и способностью преодолевать трудности. Ведь для них повседневные вещи, такие как подъем на высоту или переход через горные проходы, могут быть настоящим испытанием.

Но именно эти сложности делают их сильными и устойчивыми. Богатое культурное наследие Памирцы также богаты культурным наследием. Они сохраняют и передают свои традиции, язык и обычаи из поколения в поколение.

Одним из самых известных элементов памирской культуры является народное танцевальное искусство, которое отражает их энергию, радость и приверженность своему народу. Памирские танцы часто исполняются в костюмах, украшенных яркими вышивками и узорами, что делает их еще более привлекательными и уникальными. Гостеприимство Гостеприимство — еще одна важная особенность памирцев.

Они всегда рады принять гостей и предлагают им наилучшее, что есть у них. Памирская культура отличается открытым и радушным отношением к посетителям. У гостя всегда есть место за столом и уютное место для отдыха.

Гостеприимство памирцев выражается не только в щедрости питания и удобств, но и в их готовности помочь в трудной ситуации или просто выслушать и поддержать. Религиозные традиции Памирцы исповедуют ислам в своих религиозных традициях. Ислам является важной частью их жизни, определяет повседневные ритуалы и связывает их вместе как общность.

Они стремятся жить в соответствии с принципами ислама, в том числе соблюдать пост, молиться в мечети и выполнять другие религиозные обязанности. Уникальный язык У памирцев есть свой уникальный язык, который отличается от остальных языков в регионе. Памирский язык является одним из диалектов памиро-индийской ветви индоевропейской семьи языков.

С сохранением и использованием своего языка памирцы сохраняют и передают свою культуру и идентичность через поколения. В заключении, памирцы — это народ с богатым культурным наследием и уникальными особенностями. Их выносливость, гостеприимство и приверженность традициям делают их уникальными и удивительными.

Памирцы — это народ, о котором можно много узнать и которому стоит посвятить время для изучения и вдохновения.

Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных. Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев.

Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество.

Всего памирцев насчитывается около 300 тысяч человек. Половина из них проживает как раз-таки в Таджикистане.

А меньше всего — в Китае. Оно и неудивительно, ведь, в отличие от таджиков, пакистанских и афганских народов, китайцы ни коим боком памирцам не родственники. Ни внешне, ни культурно, ни по языку, ни по быту и т. Памирцы — это ираноязычные народы, то есть говорящие на языках иранской группы индоевропейской семьи. По большому счёту, они очень близки таджикам, а также ираноязычным афганским и пакистанским народам типа пуштунов и белуджи.

Памирских народов довольно много — пять южным и примерно столько же северных. Почему примерно?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий