В один из выходных дней решили посетить с супругой камерный музыкальный театр Санктъ-Пербургъ опера, правда репертуар выбрали немного не удачный опера "Не только любовь" и тема опера совхозы, колхозы, поля, что не очень актуально на данный момент. Мировая премьера — 5 ноября 1961 года, Новосибирский театр оперы и балета СССР, НовосибирскПремьера театра — 1 марта 2014 годаПродолжительность: 2 часа 10 минутВозраст зрителей: 16+О спектаклеПетербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно. Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. И в его опере полно великолепных номеров, которые с успехом исполняются на разных подмостках и живут насыщенной концертной жизнью.
Действующие лица
- МАМТ. Весенняя премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь".
- В МАМТ представят премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь"
- Опера не только любовь краткое содержание
- «Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
- Не только любовь 07 июля 19:00
Лирические сцены в синеве
Зрителя привлекают не только содержание, но и форма произведения — талантливый русский композитор Родион Щедрин широко использовал частушки, популярные во всех произведениях того времени. Представление получилось по-настоящему ярким, энергичным и запоминающимся. Контактный телефон: 442-05-95.
Вопрос об оценке советского прошлого стоит сегодня особенно остро, и это, несомненно, сказывается на восприятии оперы: одни ностальгируют, другие видят в этой ностальгии корень всех современных проблем нашего общества. Так или иначе, тот период из истории вычеркнуть невозможно. Однако никого из нас не удивляет, что, например, действие в опере Беллини «Норма» происходит до нашей эры, а Чайковский в «Евгении Онегине» средствами музыкального языка указывает на временной контекст XIX века — это вовсе не вызывает скепсиса или иронического отношения. Сила оперы Щедрина в том, что, если убрать из либретто всю колхозную действительность, заменить текст либретто Василия Катаняна или осовременить изначальный сюжет рассказа Сергея Антонова «Тетя Луша», в ней точно так же все будет работать. История главной героини Варвары Васильевны рассказана композитором с не меньшей изобретательностью и яркостью музыкального языка, если сравнивать ее с сильными женскими образами Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича. Фольклор до сих пор, хотим мы этого или нет, остается частью русского культурного кода, многие люди воспринимают такую мелодику абсолютно естественно, тем более что Щедрин, опираясь на частушку, раскрывает ее подлинный масштаб, о потенциале которого можно даже и не подозревать.
В советские годы люди шли на премьеру и ждали более детально прописанного колхозного быта, но Щедрин этого предусмотрительно избежал. К примеру, видный критик, профессор Московской консерватории Борис Ярустовский сокрушался, что финал якобы перечеркивает смысл произведения. Всерьез или нет — неизвестно, но он писал, что личная трагедия Варвары, которая влюбляется в неожиданно приехавшего из города бывшего односельчанина Володю Гаврилова, не важна. По его мнению, в опере нужно было сделать акцент вовсе не на том, что она, взрослая женщина, борется сама с собой, со своими нерастраченными женскими и материнскими чувствами, не хочет «уводить» чужого жениха, опасаясь при этом не столько разницы в возрасте, сколько осуждения со стороны вверенного ей как председателю колхоза коллектива: «Важно другое: то, что случилось с Варварой, — не катастрофа. Радость возвращения к любимому труду, к своему родному коллективу — выше всего и дороже всего для Варвары Васильевны». К счастью, сегодня мы абсолютно свободны от подобной логики и можем воспринимать эту оперу совершенно иначе. После череды первых неудачных постановок «Не только любовь» постепенно все же обретала внимание публики, которого заслуживает. Сейчас она с успехом идет в Мариинском театре и «Санктъ-Петербургъ опере», а также в целом ряде студенческих театров. Настала очередь новой московской постановки на Большой Дмитровке.
Кстати, вспоминая предыдущую версию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, критик Владимир Зисман как-то писал: «Честно сказать, я шел на спектакль с некоторой опаской.
О, нет! Он играет- поет жителей деревни. А еще танцует, но как зажигательно! Иногда кажется, что хореограф Сергей Землянский может не только научить танцевать любого, но сделать так, чтобы люди танцевали с удовольствием. Так случилось, что автор либретто оперы Василий Катанян жил со мной в одном доме, мало того - в одном подъезде, на соседних этажах. Я даже видел его жену - знаменитую Лилю Брик. Мне запомнилась очень пожилая дама вся в черном, скрывающая свое лицо под шарфом и шляпкой.
Веселье, грусть, трагедия - все рядом. Это и есть любовь. Как и колхозники из оперы, написанной по мотивам рассказов Сергея Антонов, который тоже был частью ушедшей эпохи. К слову, именно Антонов - автор повести "Дело было в Пенькове", по которой снят знаменитый фильм. Она была очень разной, эта советская жизнь. Как и замечательный финал спектакля, в котором веселые - казалось бы! Веселье, грусть, трагедия - вся рядом. Это и есть жизнь.
Евгений Писарев поставил оперу про то, что в жизни столь тесно переплетаются быть и бытие, и не сразу и отделишь одно от другого. Оркестр под управлением Феликса Коробова играл, как мне показалось, именно про это. А человек - он как живет? В быту или бытие?
В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году по просьбе дирижера Кирилла Кондрашина. В «колхозном "Евгении Онегине"» Щедрин композитор использовал много частушечных наигрышей, а в либретто включил тексты современных частушек. Частушку — жанр коротенькой припевки, ходячего фельетона, сатирического плаката, не укладывавшегося в советский официоз, — Щедрин-острослов заприметил еще в годы обучения в Московской консерватории, когда студентом побывал в фольклорной экспедиции на Вологодчине. Частушечные мотивы оперы разнообразны по характеру, изобретательны по мелодическим и ритмическим контурам: здесь есть лирические страдания, приближающиеся к протяжным народным песням, и более скромные напевы с нарочито чувственными интонациями.
Высмеивая советское мракобесие, Щедрин вкладывает в уста одного из персонажей представителя колхозной самодеятельности сакраментальный заголовок «Правды» 1936 года: «За дураков считаешь? Свистишь да мычишь? Сумбур вместо музыки!
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"
- "Не только любовь" вернулась в Москву
- «Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
- Отзыв про Опера Не только любовь
- Краткое описание
- Премьера оперы «Не только любовь» в Музыкальном театре
На сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. Первая опера классика ХХ века – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 6,7 и 8 марта состоится премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина. Начинается опера 'не только любовь" с большого колличества народа которые в беспорядке ходит по сцене в больших плащах сшитых из черных пакетов для мусора (здесь я сразу поставила минус художнику по костюмам).
Спектакль Не только любовь в СПб
Не только любовь - Санкт-Петербург Опера | Новости культуры. |
Евгений Писарев ставит в МАМТе «колхозного “Евгения Онегина”» | Сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». |
Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь» | Материалы Агентства городских новостей «Москва» распространяются при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. |
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Опера «Не только любовь» – это не только увлекательный сюжет и превосходное исполнение артистами, но и возможность окунуться в атмосферу прекрасной музыки и выразительного театрального искусства.
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Получился достаточно неожиданный спектакль. Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова.
Спектакль Не только любовь в СПб
Программа Сцена из мюзикла «Не только любовь». Фото: spbopera. Для режиссера Юрия Александрова центральной темой спектакля является любовь, вечная и актуальная, независимо от того, в какой обстановке изображается.
Это спектакль - на любой вкус.
Исполненный в стиле мюзикла, он привлекает и свободным вокалом, и "открытостью" драматической игры, и обилием танцев. А искушенных меломанов - близостью к сюжетным коллизиям "Онегина" и даже "Кармен".
Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба».
А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен.
Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина.
В спектакле задействована вся труппа. Как артистам удалось показать архаичную колхозную жизнь и что из этого вышло? На премьере побывала Александра Ли — ее репортаж менее чем через час.
Евгений Писарев ставит в МАМТе «колхозного “Евгения Онегина”»
В целом же музыка хора легкая, изящная и по-весеннему прозрачная. Этому способствует и светлая тональность ля мажор, тихое, замирающее в конце звучание 49. Четвертый номер оперы — оркестровая картина, изображающая дождь, которая затем переходит в невеселый квартет трактористов. Не случайна поэтому и такая сумрачная тональность си-бемоль минор. Картину дождя композитор остроумно изображает в оркестре в виде фуги, почти целиком звучащей отрывисто, в живом темпе Allegro ma поп troppo: Фуга трехголосна. Сначала в экспозиции тема звучит у кларнета, у первых скрипок, виолончелей. Поочередное вступление голосов с темой создает впечатление непрерывности дождя. Затем в разработке тема проходит в различных тональностях, дробится; что еще больше оживляет движение. Реприза начинается со стреттного изложения темы у виолончелей и первых скрипок в основной тональности. Впечатление монотонности, нескончаемого сумрака усиливает небольшое заключение: на фоне ниспадающей интонации басового кларнета начальной тематический оборот проходит в виде канонической имитации.
Следующий эпизод — квартет трактористов: Восходящая квинта вначале и нисходящий по секундам оборот, завершающий тему, придают музыке заунывный характер. Неизменная в своих интонациях, тема многократно повторяется в далеких тональностях, благодаря чему музыка приобретает своеобразную окраску. Большое выразительное значение имеют продолжительные фигурации у низких струнных инструментов, которые по сравнению с основной темой значительно хроматизированы. Это составляет резкий контраст мелодике вокальных партий. Шум дождя имитируется вибрирующим движением маленькой металлической метелочки между двумя подвешенными тарелками piatti sospensi. А в конце непрерывность тихого гула дополняет длительный органный пункт у литавр и струнных инструментов. В своей восторженной песне Володя выражает переполняющую его радость встречи с родными местами, с близкими и дорогими людьми. Не случайно все четыре куплета песни родственны между собой. Каждый из куплетов начинается со звука ми второй октавы: Молодежь окружает Володю.
Частушка моментально отмечает его городской наряд: «Все ребята в картузах, а мой милый в кепке. Проклятая кепка привлекает крепко». Но не всем по душе независимый, несколько развязный характер приехавшего парня. Насмешки переходят в оскорбление, начинается драка. И лишь появление председателя колхоза Варвары Васильевны прекращает столкновение. Снова начинается дождь. Первое действие обрамляет начальный девичий хор. Не прошла бесследно встреча с Володей Гавриловым и для Варвары Васильевны. Перед окончанием хора звучат две ее отрывистые, «говорком» фразы: «Голубоглазый какой.
Что, товарищ председатель. Приглянулся он тебе?. Первую из них композитор назвал «Маленькой кантатой». В ожидании праздничного вечера девушки сидят на завалинке, «как воробьи на проволоке». Звучат девичьи частушки — веселые, задорные: Основной мотив хора чередуется с отдельными репликами — частушками солистов, образуя единое музыкальное построение. Подражая балалайке, пение сопровождают отрывистые аккорды струнных, «переборы» деревянных духовых, ксилофона, арфы, фортепиано. Вторая сцена — «Колхозная самодеятельность». Теплый летний вечер. С добродушным юмором композитор подсмеивается над духовым деревенским оркестром, нередко фальшивящим.
Громко и тяжеловесно ухает медь, приглашая молодежь танцевать50. Кадриль — вершина комического в опере Щедрина. Одновременно это и завязка драматического действия. Кадриль звучит степенно, неторопливо. В высоком регистре, pianissimo вьется ажурная мелодия — сначала у скрипок pizzicato , а затем у деревянных духовых staccato. В народной музыке подобный кружевной узор «плетет» обычно духовой инструмент например, свирель : Многократное сопоставление нарочито примитивного громогласного вступления духового оркестра и изящной мелодии танца создает комический эффект. Средняя часть кадрили — Сольный танец трактористки — основана на веселом частушечном напеве. В оркестре проходит подлинная мелодия каргопольских припевок. Порученная флейте-пикколо, она как бы имитирует высокий голос исполнительницы.
Последующие куплеты частушки исполняются двумя флейтами-пикколо.
В основе сюжета лежит история главной героини — председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед сложным выбором между чувством к молодому парню и профессиональным долгом. По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева спектакль полностью привязан к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы будут отражать двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы.
Частушку — жанр коротенькой припевки, ходячего фельетона, сатирического плаката, не укладывавшегося в советский официоз, — Щедрин-острослов заприметил еще в годы обучения в Московской консерватории, когда студентом побывал в фольклорной экспедиции на Вологодчине. Частушечные мотивы оперы разнообразны по характеру, изобретательны по мелодическим и ритмическим контурам: здесь есть лирические страдания, приближающиеся к протяжным народным песням, и более скромные напевы с нарочито чувственными интонациями. Высмеивая советское мракобесие, Щедрин вкладывает в уста одного из персонажей представителя колхозной самодеятельности сакраментальный заголовок «Правды» 1936 года: «За дураков считаешь? Свистишь да мычишь? Сумбур вместо музыки! Спектаклем дирижировал Евгений Светланов, сцену оформлял Александр Тышлер.
В основном оперные театры меня зовут ставить про жизнь принцев, королей, придворных артистов, а здесь - про жизнь советского колхоза. С другой стороны, может именно это и заставило меня согласиться, не все же время ходить по одной дороге. Сейчас могу сказать, что получил совершенно потрясающий опыт работы с живым классиком Родионом Щедриным", - сказал режиссер, подчеркнув, что сегодня опера звучит "совершенно по-новому". Декорации к спектаклю создал заслуженный художник РФ Максим Обрезков. По информации пресс-службы, он использовал в оформлении фирменный синий цвет театра, условно объединив таким образом зрительный зал со сценическим пространством. Художник по костюмам Мария Данилова отметила, что в основу ее работы легла "романтика послевоенного колхоза, поэзия травм после Второй мировой войны". Костюмы я создавала с подлинных фотографий, все получилось примерно в одном цвете, кроме сцены танцев, где девушки в платьях в цветочек", - поделилась художник. Опера Щедрина стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года.
Похожие мероприятия
- Наши партнеры
- Ещё один Щедрин на Мариинской сцене
- Не только любовь, отзывы на Оперу – Афиша-Театры
- О мероприятии
- Блоги-спутники
В МАМТ представят премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь"
Самым заметным событием начавшегося учебного года стала премьера оперы Р.К. Щедрина «Не только любовь», которая ознаменовала рождение Оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке. первую оперу Родиона Щедрина. На сцене разворачивается настоящая драма с шекспировскими страстями. Материалы Агентства городских новостей «Москва» распространяются при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Опера «Не только любовь» была создана талантливым русским композитором Родионом Щедриным. В основу ее либретто легли рассказы Сергея Антонова. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.
Евгений Писарев ставит в МАМТе «колхозного “Евгения Онегина”»
Выбился в люди! Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать. Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию. В опере герои живут вопреки обстоятельствам.
Любят, и радуются, и шутят, и надеятся. Не лежат в депрессии, как делали бы сегодняшние хлюпики, и не ноют, как слабаки, а ищут способ жить и радоваться. Музыка танцев - тому доказательство. Кадриль - главный хит оперы. Ее слушать без слез невозможно! Веселье сквозь слезы. Если осознать, как длинен и тяжел путь к хорошей жизни, его никак не пройти! Только, если об. Главная героиня Варвара Васильевна Екатерина Сергеева безумно, исступленно хочет любви, мечтает сама любить.
Ее не вдохновляет влюбленный в нее Федот Петрович, бригадир трактористов. Она поначалу позволяет себе искать ответного чувства у фасонистого и легковесного Володи Гаврилова. Всегда восхищаюсь, как эту роль исполняет Екатерина Сергеева! Ее героиня - сильная женщина на грани нервного срыва!
Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. Что получилось оценит зритель». Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции.
В 1965 году Борис Александрович Покровский силами студентов талантливо и убедительно поставил оперу на сцене Учебного театра ГИТИС, именно с этого произведения зародился Московский Камерный музыкальный театр. Музыка, написанная Р. Щедриным, придает современное звучание, поскольку совершенно не похожа на классические оперы, но тем не менее не уступает им по глубине и драматизму. В центре событий — русская деревня, колхоз с его обитателями, с их нелегкой жизнью, заботами и проблемами, радостью и горем.
Впрочем, любовная линия в опере - это лишь направляющие линии всей картины, которая складывается совсем из другого. Из конкретных обстоятельств и всего множества людей, участвующих в происходящем. Эту историю без потери главного, выраженного в музыке, нельзя перенести ни на американское ранчо, ни на космический корабль, ни в современный офис, ни в фермерское хозяйство. Там не будет главного - уникальных экстремальных условий физического выживания, которые делают людей сильными, сплачивают, диктуют особые законы сосуществования. Колхоз - особенные условия жизни. Там изгою нет места. А бросивший вызов общим правилам - именно им и станет. И это не бойкот, как у американцев фильм "Мосты графства Медиссон" , там отвергают состоятельную женщину, которая может спокойно уехать, куда хочет, где ее никто не знает, и жить дальше. У членов колхоза не было паспортов до 1974 года, а, значит, они не могли менять место жительства по своему усмотрению, да и денег на это не было. Володя Гаврилов Александр Трофимов смог уехать учиться, значит, получил паспорт и мог выбирать, где ему жить. Потому он и ходит гоголем, зазнается, песенки модняцкие распевает, табачком душистым хвастается. Это вам не махорка! Сколько в его вокальной партии узнаваемых мелодий! И никаких частушек! Что-то из опереточных мотивов, что-то из знакомых песенок. Он вальяжный, немного нахальный, мнит себя столичным парнем, удачливым! Выбился в люди! Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать. Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! Даже мужчин нет, кроме совсем молодых.