Новости опера хованщина большой театр

Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского – одна из визитных карточек петербургского Мариинского театра.

Хованщина как зеркало добра и зла

Но как показали первые два месяца работы, Валерию Гергиеву это и не нужно. Он выстраивает творческие процессы так, что уже началась творческая диффузия — и она будет продолжаться. Некоторые этого и опасались, полагая, что в результате индивидуальность Большого постепенно будет блекнуть. Конечно, в бытность императорских театров все так и было: один спектакль после премьеры в Петербурге мог поехать в Москву. Но дает ли возвращение назад движение вперед? За прошедшие 100 лет у каждого из театров сложилась своя биография — одинаково блистательная, но все же самостоятельная. Отказ от этих традиций в пользу объединения репертуара и труппы может оказаться в каком-то смысле стиранием истории Большого. Но все же стоит дождаться лета, когда Гергиев объявит планы на следующий сезон.

После смерти композитора оперу дополнил и оркестровал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался извилистым: большая часть "Хованщины" повторила судьбу "Бориса Годунова" и прошла через редакцию Римского-Корсакова.

С начала 1950-х годов исполнители отдают предпочтение авторскому клавиру, внимательно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , которая наиболее точно передает оригинальное замышленное Мусоргским. Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича в 1960 году.

Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча.

Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват.

По словам продюсера проекта Натальи Шаговой, в создании спектакля принимает участие 600 человек. Она рассказала, что по размаху и грандиозности «Хованщина» превзойдёт все предыдущие постановки проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». В большинстве театров «Хованщина» идёт в редакции Римского-Корсакова. Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал свою версию в 1958 году, после того, как случайно обнаружил в архиве недописанную рукопись Модеста Петровича, последователем которого он в некоторой степени являлся. В силу своего гения Шостакович переработал этот материал, как мне кажется, наиболее полно, сохранив намерения развития музыкальной драматургии Мусоргского. Премьера «Хованщины» соберёт в нашем городе немало гостей, специально приехавших в Астрахань, чтобы стать свидетелями монументального события в музыкальной жизни России. Билетов на премьерные показы, практически не осталось, но если поторопиться, то их ещё можно приобрести в кассах и на сайте театра.

Результат поиска по запросу «Хованщина»

  • Самое популярное
  • «Раскол. Пять актов о «Хованщине» – мировая премьера
  • Купить билеты на Хованщина в Большой театр
  • Опера стала большой
  • Расписание сеансов и продажа билетов

Хованщина на Москве

Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь!

Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским.

Эльчин Азизов воплотил почти что канонический портрет Шакловитого — самого противоречивого персонажа «Хованщины», убедительно и ярко спев его партию. Протагонист Хованского, князь Василий Голицын, в трактовке Ильи Селиванова получился мятущимся, растерянным, что подчеркивала каждая интонация его партии. Женские портреты «Хованщины» вышли максимально контрастными, как и задумывал Мусоргский. Анна Шаповалова изобразила лютеранку Эмму нежной, трепещущей девушкой, страдающей от преследования Андрея Хованского: в ее голосе звучала излишняя взволнованность, местами переходящая в покрикивание. Марфа Ксении Дудниковой, напротив, покорила своей степенностью, мудростью, сдержанностью: ее глубокий тембр меццо-сопрано, приближающийся к контральто, словно олицетворял всю скорбь и боль допетровской Руси. Оркестр и Валерий Гергиев поначалу не могли установить друг с другом контакт: медные откровенно вступали не в такт, струнная группа расползалась, однако уверенными жестами маэстро смог собрать своих подопечных в единое целое. Гергиев выбрал редакцию Шостаковича — как известно, наиболее мрачно оркестрованную, и усилил темные краски инструментов, заставил их звучать трагедийно, экзальтированно. Оркестр давал возможность солистам чувствовать свободу, он не заглушал голоса и выходил на авансцену только в симфонических эпизодах как, например, в знаменитом «Рассвете на Москва-реке». Спектакль завершился почти в полночь, и то, что большинство публики выдержало два часа этого эпического музыкального сказания, заканчивающегося самосожжением Марфы и Андрея, говорит о том, что опера Мусоргского сегодня не менее актуальна, чем двести лет назад, и что все в этом мире, собственно, циклично.

Короче говоря, совместные усилия режиссера, дирижера и художника увенчались примерно таким же успехом, как в достопамятной басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Роскошное русское меццо-сопрано, настоящая русская красавица. Отличное приобретение для Большого, пусть и временное. Даже строгая Галина Вишневская, работавшая консультантом, по вокалу, заметила, что из московских певиц рядом с Дядьковой поставить совершенно некого. Что касается исполнителя роли Голицына Зураба Соткилавы, то привыкший "рвать клочья" итальянских страстей артист совсем не вяжется с образом русского князя - западника и эстета. К тому же в одном ответственном сольном фрагменте он забыл текст и промычал что-то невнятное. В итоге - шикарная автокарикатура. Добрых слов заслуживает хор - слаженный и выразительный, переучивший всю музыку и слова практически заново. Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами.

Станиславского и Вл. Режиссёр Александр Титель поставил грандиозное полотно М. Мусоргского — «Хованщину», трагическую картину о жертвенности народа во все времена. После смерти композитора оперу оркестровал его друг и соратник Николай Андреевич Римский-Корсаков, а в ХХ веке свою оркестровку предложил Дмитрий Шостакович. По словам Мусоргского, его целью было создать народную драму — отразить в музыке силу и мощь русского народа, провести параллели между своим временем и концом XVII века. В результате родилось произведение, главный герой которого — народ.

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

А если говорить о балете, то - странным образом - даже "Спящая красавица" уже какое-то время не идет на сцене Большого. Конечно, в этом нет никакой трагедии - но и повода радоваться совершенно нет. Поэтому "Спящая красавица" вернется на сцену Большого немедленно. У русского оперного театра - фантастический, богатейший репертуар: не два, не три, не пять композиторов, а гораздо больше, которые оставили совершенно роскошное, золотое наследие. При этом нельзя забывать о том, что "Чародейка" - это тоже великая опера Чайковско го, не толь ко "Пиковая дама". Роль великих оперных русских спектаклей невозможно переоценить. И как никогда важно сегодня укреплять ее, причем делать это на очень высоком художественном уровне.

Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь". А легендарный спектакль Большого "Борис Годун ов" скоро поя вится на сцене Мариинского театра. А в Москве сейчас поставлен спектакль "Снегурочка" на музыку Чайковского. Но это не отменяет необходимости вернуть на сцену большого "Снегурочку" Римского-Корсакова. Я достаточно внимательно изучил состояние репертуара уже теперь в Москве. Мне кажется, мы спокойно будем делать шаг за шагом, чтобы афиша - как московская на сцене Большого, так и петербургская - обогатились как раз в связи с тем, что театры могут сотрудничать.

Может быть, как они сотрудничали очень давно, хотя памятные гастроли состоялись на сценах обоих театров еще до Второй Мировой войны. К примеру, оперы Прокофьева, например, "Семён Катко", или балеты - "Золушка", "Ромео и Джульетта" - будучи поставленными на одной сцене, тут же переходили - или доставлялись, если так можно сказать - на сцену другого великого театра России, тогда ещё Советского Союза.

Задумавший ее Модест Мусоргский определил постановку как народную музыкальную драму, действие которой разворачивается на фоне грандиозных событий — начиная от стрелецкого бунта 1682 года до окончательного утверждения у власти Петра I. Мне всегда хотелось показать себя более матерым и возрастным. Сложность была в том, чтобы найти это в себе, исходить из своего возраста и опыта, а не изображать характер этого персонажа», — рассказал молодой солист Игорь Коростылев «КиноРепортеру». Но главной героиней, несмотря на обилие действующих лиц, все равно можно назвать «злосчастную Русь страдалицу». Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был особенно велик.

Россию раздирали споры о выборе своего пути, о старой и новой вере, других духовных материях. Но свой авторский замысел композитор так и не сумел довести до конца.

Если обратиться к истории постановки «Хованщины» на русской сцене, то окажется, что на протяжении полувека в этом спектакле участвовали лучшие исполнительские силы страны. Так, например, незабываемый по убедительности воплощения образ Досифея, главы раскольников, создал Шаляпин, в 1911 году осуществивший и всю постановку оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.

В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве.

Партию князя Хованского исполнял тогда К.

Ламма 1931 ; — редакцию дирижера Н. Голованова 1952 ; — оркестровку Д. Шостаковича 1959 ; — версию Мариинского театра, созданную по инициативе В. Гергиева 1988. Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий.

Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны.

Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента». Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки. Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни.

Архив новостей

Мариинка показала на Исторической сцене Большого театра один из тех спектаклей, что составляют предмет его особенной гордости, — «Хованщину». Большой театр отдал постановку свободным художникам с мировыми именами, а основные певцы первого состава были приглашены из Мариинского театра. Большой театр отдал постановку свободным художникам с мировыми именами, а основные певцы первого состава были приглашены из Мариинского театра.

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960.

Центральныt сцены у Мусоргского — массовые, хоровые. Режиссёр Александр Титель в совей постановке отражает замысел композитора, подчёркивая узнаваемость персонажей и ситуаций вне зависимости от исторического времени. Массовка у Тителя — многоплановая, её герои — идентичны друг другу, но при этом не сливаются в общую серость. События оперы разворачиваются после смерти царя Фёдора Алексеевича, который не оставил прямого наследника.

Престол должен был перейти одному из его братьев — Петру, мать которого происходила из рода Нарышкиных, либо Ивану — родственнику Милославских. Борьба этих двух боярских кланов разворачивается на фоне стрелецкого бунта, возглавляемого воеводой стрельцов Иваном Хованским.

В прологе, ещё до рассветной увертюры, рисующей «картину пробуждения древней Москвы», в каждом из пяти окон зажигается свет; титры, проецирующиеся на фрагменты чёрного занавеса, поясняют кто где, облегчая ориентирование в коридорах власти и народа. В левом вертикальном оконце — Иван Хованский, князь, начальник стрельцов и негласный властелин Руси; герой Пааты Бурчуладзе обряжен в отороченный боярскими песцами кожаный плащ; это если и отсылка к «истории», то ироничная, почти бурлескная; да и не нужно много фантазии, чтобы представить в таком облачении нарядно диктаторском любого правителя суровой зимней страны. Далее — по часовой стрелке — камера, где скрючился на детском троне-стульчике царь Пётр в белой рубашонке и коротких трусишках Томас Вебер , уже коронованный, но ни в опере, ни в стране роли пока не играющий. Светлица царевны Софьи Барбара Цандер , регентши, к которой фактическая власть перешла после смерти Фёдора III; меховая шаль поверх футболки; этой героини у Мусоргского тоже нет хотя есть её любовные письма Голицыну , но Чернякову важно представить всех, в том числе, и закадровых фигурантов «дела Хованского». Ещё одна «вертикаль» — князя Василия Голицына Джон Дашак , человека в парадном мундире, подобающем царевниному фавориту и опытному закулисному игроку. И самый объёмный, занимающий классическое сценическое пространство «короб» — бункер, который стрельцы — люди в военизированной одежде — зачищают от трупов в чёрном целлофане: грязный подземный шум предшествует ласковым переливам увертюры; на смерти и грязи покоится собор «Хованщины». А наверху уже Голицын утешает Софью: действие симультанно и безостановочно, и эпос Чернякова смотрится как динамичный триллер на подлинном историческом материале; Мусоргский довольно улыбается с небес.

Не все ключевые персонажи представлены в прологе: вот вояка Андрей преследует Эмму Камилла Нюлунд — не как любимую, как жертву; вот раскольница Марфа Дорис Соффель , андреева бывшая, красивая зрелая дама, встаёт на защиту Эммы; нож из либретто Черняков заменяет пощёчиной и пистолетом; его младший Хованский приставит к виску Эммы. А вот и спаситель, глава раскольников Досифей Анатолий Кочерга , в рясе и приличном, хоть и явно советского образца, пальтеце.

Новое расписание театра появится позже. Билета на постановку поступят в продажу в 2022 году. Программа «Хованщина» народная музыкальная драма — опера русского композитора М. Мусоргского, созданная по собственному либретто.

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

В грандиозной «Хованщине» впервые соединили усилия Большой и Мариинский театры. Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Ажиотаж подогревала и фигура маэстро Валерия Гергиева, не так давно возглавившего столичный театр: прекрасный знаток «Хованщины» и других русских эпических опер, он активно взялся за расширение репертуара Большого. Четвертый показ оперы «Хованщина» Мариинского театра с успехом прошел на Исторической сцене Большого театра России! опера Хованщина, Большой театр (Историческая сцена).

Большой театр хованщина билеты

Мариинский театр с 13 по 17 марта впервые за 20 лет представит оперу "Хованщина" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра, отметили в пресс-службе ГАБТа. С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» будет представлена в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра.

Последние события

  • Архив новостей
  • К истории постановок «Хованщины» Мусоргского
  • Билеты на Хованщина
  • В Большом театре состоялось открытие нового сезона
  • Большой и Мариинский: «Хованщина» как точка пересечения – Telegraph
  • Саид Гафуров о премьере новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского

Купить билеты на оперу "Хованщина"

Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского – одна из визитных карточек петербургского Мариинского театра. Однако недавняя премьера "Хованщины" Мусоргского в главном театре России, как кажется, адресована людям большой политики будто бы персонально. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На исторической сцене Большого театра покажут знаменитую оперу М. Мусоргского "Хованщина". «Хованщина» Мариинского будет исполнена с участием хора и оркестра Большого театра. На исторической сцене Большого театра покажут знаменитую оперу М. Мусоргского "Хованщина".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий