Православные отмечают сегодня День Святой преподобномученицы Евдокии. Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария до конца пронесли свой крест. Тогда идолопоклонники сняли с мученицы все одежды и покрыли её тело стеблями тростника, срезанными по высоте роста Евдокии. В качестве основного источника ведущая Клуба Надежда Тарасова использовала книгу «Святые мученицы пузинские Евдокия, Дария, Дария, Мария» под редакцией игумена.
На 106-м году жизни скончалась старейшая насельница Введенского монастыря схимонахиня Евдокия
24 мая 1940 г. была задержана в дер. Галино Пронского (ныне Скопинского) района Рязанской обл. вместе с мученицами Евдокией Назиной и Матроной Наволокиной. Пузовские мученицы – блаженная Евдокия и три ее келейницы Дарья, Дарья, Мария – до конца пронесли свой крест в короткой, но нелёгкой земной жизни. Мученица Евдокия Шейкова и послушницы её. О выпуске. Цикл программ, посвященный нижегородским новомученикам и исповедникам. На третьем фото крест преподобной мученицы Евдокии из общей могилы святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Имеется множество свидетельств святости мученицы Евдокии. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия.
18 августа – день памяти Пузовских мучениц
МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ Тропарь, глас 1 (5). раннехристианской мученицы, пишет Перепост сайта ГАЙДПАРК Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария. день памяти святой преподобномученицы Евдокии и святых мучениц Дарии, Дарии и Марии. На третьем фото крест преподобной мученицы Евдокии из общей могилы святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. 14 марта, в день памяти преподобномученицы Евдокии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Евдокиевском храме города Казани.
Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной. Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в. Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске пострадавших за Правоверие в ХVII. Житие мучениц блаженной Евдокии и её послушниц.
День святой Евдокии: что нельзя делать 17 августа
Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. 3 марта 2023 года после причащения Святых Христовых Таин на 106-м году жизни отошла ко Господу насельница Введенского женского монастыря схимонахиня Евдокия (Микула). Житие мучениц блаженной Евдокии и её послушниц.
Житие святой Евдокии Илиопольской, почитание преподобномученицы и молитвы
Святая мученица Мария вместе с другими послушницами Дарией Улыбиной и Дарией Тимагиной, добровольно решила разделить участь блаженной Евдокии. Православные отмечают сегодня День Святой преподобномученицы Евдокии. Преподобномученица Евдокия. Поиск. Смотреть позже. МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ Тропарь, глас 1 (5). Евдокия Илиопольская — раннехристианская святая, почитаемая как преподобномученица. Память в православной церкви совершается 1 (14) марта, в католической церкви — 1 марта.
На 106-м году жизни скончалась старейшая насельница Введенского монастыря схимонахиня Евдокия
Нельзя женщинам в поле работать, поскольку так можно привлечь плохому урожай зерновых и сена. Нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения, то есть мясо, молоко, производные им продукты. Пища должна быть постной. Нельзя лениться и бездельничать, весь день в скуке и точке проводить, в унынии, отказываться от обычных обязанностей - приведет к неудачам в работе и доходах.
Нельзя носить черную и темную одежду, иначе начнется темная полоса в жизни. Пять обязательных дел в праздник Огуречницы и день почитания мученицы Евдокии В этот день люди ходили в леса, чтобы собрать ягод и грибов. Из ягод готовили варенье и компоты, а грибы засаливали и готовили постные блюда для всей семьи.
Традиционно в этот день собирали малину, которую ели не только в сыром виде, но и перетирали ее с сахаром, варили варенье. Если съесть в этот день немного малины, то красота никогда не покинет.
Протянув руку, он хотел взять её, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть усечена мечом около 160—170 годов. Достоверность жития Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов , является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Гелиополе учредил император Константин Великий , и время жизни Евдокии относят к V веку. Агиолог Сергий Спасский считает, что житие сообщает не о монастырях в современном их понимании, а о неких общинах девственников и девственниц. Также, по его мнению, епископская кафедра Гелиополя могла существовать и быть уничтоженной в ходе гонений на христиан, а император Константин лишь восстановил её. Иконография[ править править код ] Ерминия Дионисия Фурноаграфиота не сообщает об образе святой Евдокии, указывая только, что она была усечена мечом. Иконописный подлинник XVIII века содержит следующее указание о её облике: Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел.
Кто лишил тебя великого города, где ты ходила украшенная прекраснейшими одеждами и все почитали тебя, удивлялись твоей красоте и прославляли тебя всякими похвалами? Какой обольститель от такого блаженства привел тебя в крайнюю нищету и убожество, в эту бедную и гнусную жизнь? И теперь весь Илиополь ищет тебя, все желают тебя видеть, самые стены твоих прекрасных палат плачут о тебе. Я высказываю народное желание, я от имени всех послан к тебе умолять тебя возвратиться в город и своим приходом прекратить народную скорбь. Послушай меня, госпожа, последуй за мною, уйди из этого жалкого монастыря, уйди от голода, смрадных одежд, от жесткой власяничной постели и возвратись опять в твои палаты, к прежним увеселениям, к прежним удовольствиям, бывшим у тебя в изобилии. Если ты и расточила свое богатство, напрасно раздав его чужим людям, - то все готовы вновь обогатить тебя. Зачем медлишь и колеблешься?
Зачем, когда все тебя любят и желают тебе добра, ты сама делаешься себе врагом и мучителем? Не напрасно ли, не стыдно ли такую красоту лица скрывать в этой тьме иночества? Не напрасно ли такие очи, подобно солнечным лучам, испортить ненужным плачем и слезами? Какая польза изнурять голодом и жаждой и другими страданиями это прекрасное юное тело? Где теперь твои благовония, которыми ты наполняла воздух в городе и всем казалась богиней? Кто увлек тебя в это заблуждение? Какая ложная надежда отвлекает тебя от таких великих богатств, которые могли еще увеличиться?
Кто из богачей отвергает свое богатство или понапрасну раздает его, как сделала ты? Но мы знаем, где находятся отверженные тобою богатства и легко можем возвратить их тебе - вернись только в город наш, госпожа Евдокия! Я принес достаточно золота на дорогу, а остальное, растраченное тобой, вернем, придя в Илиополь. Когда он произносил эти безумные речи, Евдокия гневно смотрела на него и, не будучи в состоянии более слушать его лукавые и льстивые слова, с гневом сказала ему: - Бог отмщений да запретит тебе! Господь наш Иисус Христос, Праведный Судья, Которого я раба, хота и недостойная, не допустит тебя, пришедшего сюда с злым, умыслом, возвратиться к себе, потому что ты - сын диавола. Сказав это, она дунула в лицо ему, и тотчас мнимый инок и окаянный обольститель упал мертвым на землю. Сестры, видевшие их беседующими и не слыша их разговора, сильно ужаснулись, когда увидели, что собеседник Евдокии пал на землю от ее дуновения и мертвым лежал у ее ног.
Сначала они удивлялись такому сверхъестественному событию и уразумевали в нем Божественное действие, но потом начали бояться, как бы мирские люди и судьи не узнали об этом случае и не произвели бы расследование, как об убийстве, и не сожгли бы монастырь, потому что идолопоклонники эллины ненавидели христиан и монастыри. Не смея спросить Евдокию, они между собою рассуждали о случившемся. И сказала одна из них: - Подождем пока: уже начинается ночь, помолимся ночью, может быть, Господь и откроет нам причину смерти этого инока и наставит, что нам делать. Наступила полночь. Перед началом обычного полуночного пения Господь явился во сне Евдокии и сказал: - Встань, Евдокия, прославь Бога твоего. Помолись коленопреклоненно близ мертвого тела посланного тебе диаволом искусителя, и Я повелю ему встать; и он восстанет и узнает, кто Я, в Которого ты веруешь, и преизобильна будет на тебе благодать Моя. Пробудившись, Евдокия сотворила молитву своему Владыке и воскресила умершего.
Филострат, восстав от смерти, как от сна, познал истинного Бога, помиловавшего его, пал к ногам блаженной и сказал: - Умоляю тебя, блаженная Евдокия, истинная раба Истинного Бога, прими меня, кающегося, прости меня, огорчившего тебя лукавыми и нечистыми словами. Теперь я понял, сколь Великому и Милосердому Владыке ты служишь. И сказала ему блаженная Евдокия: - Иди к себе с миром, не забывай благодеяний Божьих, явленных на тебе, не отступай от познанного тобой истинного пути святой веры, которую ты обещаешь принять. Тогда страной управлял царь Аврилиан не римский кесарь, но другой того же имени, бывший под властью римских кесарей , и перед ним была оклеветана Евдокия. Собрались прежние ее поклонники и, посоветовавшись между собою, написали царю письмо, донося, что Евдокия отнесла с собою в пустыню множество золота, равняющееся царской казне. Они просили царя дать им отряд воинов, чтобы, найдя бежавшую, возвратить ее в город, а золото взять в царскую казну, потому что она приняла галилейскую веру в некоего Христа и отвергла богов, которым поклоняются и цари. Услыхав о множестве золота, Аврилиан легко согласился на их просьбу и, призвав одного комита10, велел ему взять воинов, захватить Евдокию вместе с ее золотом и привести к нему.
Взяв триста воинов, комит направился в пустыню, в женский монастырь, где жила Евдокия. Когда они шли, Господь явился ночью Евдокии и сказал: - Царь разгневался на тебя, но не бойся: Я всегда с тобою. Когда комит с отрядом воинов увидел монастырские стены, то приостановился в ожидании темноты, ибо день склонялся к вечеру, и разделил свой отряд на части, чтобы ночью со всех сторон напасть на монастырь. И когда уже они хотели произвести нападение, всемогущая сила невидимой руки Божьей воспрепятствовала им, и всю ночь не могли они ни на шаг подступить к монастырю. Настал день. Они видели монастырские стены, но не могли к ним подойти, и три дня и три ночи их попытки оставались безуспешными, и они недоумевали, что им предпринять дальше. И вот напал на них внезапно страшный громадный змей и они, побросавши оружие, в ужасе бежали.
Но, хотя они спаслись от зубов змея, не избежали его яда. Пораженные смертоносным дыханием змея, одни из них внезапно пали мертвыми, другие еле живые валялись на дороге, и только с тремя воинами возвратился комит к царю. Разгневанный царь сказал своим вельможам: - Как нам поступить с этой волшебницей, умертвившей своими чарами такое множество воинов? Что посоветуете? Нельзя оставить без наказания такого злодеяния. После совещания царский сын сказал: - Я пойду с многочисленным войском, сравняю с землей эту обитель блудниц и приведу сюда Евдокию. Царь и все согласились, и на другой день царский сын с воинами отправился разорить пустынную обитель и схватить Евдокию.
По дороге он приблизился к селу, принадлежавшему его отцу и, в виду наступления ночи, захотел остановиться на ночлег в этом удобном для отдыха месте. По юношеской живости он быстро соскочил с коня, ударился о камень и сильно разбил себе ногу, так что на руках воинов отнесен был в постель. Ночью болезнь его усилилась, и он умер; и возвратились воины к царю, везя с собою его мертвого сына. При виде внезапно умершего сына царь упал замертво. Собрался весь город и плакал народ, сожалея царского сына и самого царя, умирающего от скорби. Среди народа был и Филострат. Подойдя к царским приближенным, он говорил им, что Евдокия - раба Божья, и никто не может причинить ей вреда, ибо ее охраняет небесная сила.
Но если царь хочет видеть сына живым, то пусть пошлет к ней почтительную просьбу, чтобы она умолила Бога оживить мертвеца. Услыхав это, царь немного пришел в себя и, точнее узнав от Филострата о случившемся с ним, поверил словам его и тотчас послал к Евдокии трибуна11 Вавилу с почтительным, смиренным и просительным письмом. Когда он прибыл в обитель, святая Евдокия, смиренно поклонившись, приняла царское письмо и сказала: - Зачем царь посылает свое письмо мне, убогой и недостойной грешнице? В ожидании, пока святая прочтет царское письмо, трибун вошел в одну из монастырских комнат и, увидев там открытую книгу, наклонился и прочитал: "Блаженны, хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его" Пс. Во сне явился ему некий светлый юноша и, толкнув его в бок жезлом, бывшим у него в руке, сказал: - Вавила, встань! Мертвый дожидается тебя. Пробудившись, Вавила пришел в ужас от явления ангела и рассказал о сем блаженной Евдокии, прося скорее отпустить его.
Она, созвав всех сестер, сказала им: - Как вы посоветуете мне поступить относительно того, о чем пишет царь моему ничтожеству? Сестры единогласно ответили: - Благодать Святого Духа наставляет тебя: пиши царю, что угодно Богу. После довольной молитвы, святая села и написала царю так: "Я, ничтожная женщина, не знаю, по какому случаю твое величество изволил прислать мне послание. Я, женщина недостойная и полная грехов, обличаемая совестью во многих и ужасных беззакониях, я не имею дерзновения умолять Христа Бога моего, да смилуется над тобою и возвратит тебе сына живым. Но надеюсь на известную благость и силу Господа моего, что Он явит на тебе и на сыне твоем великое Свое милосердие, если ты всем сердцем уверуешь в истинного Бога, воскрешающего мертвых, и будешь надеяться на Него. Невозможно призывать святое и страшное имя Его и молить Его о чем-либо, если предварительно не уверуешь в Него всею душою. Итак, если ты всею душою веруешь, то увидишь великую славу бессмертного Бога, сподобишься Его милости и насладишься Его благодеяниями".
Написавши и троекратно запечатлев письмо крестным знамением, она отдала посланному и отпустила его. Возвратившись к царю, трибун не отдал ему послания святой Евдокии, но положил его на грудь умершего, призвав громогласно имя Христово. Тотчас мертвец ожил, открыл глаза, заговорил и встал, как после сна, живым и здоровым. Все изумлялись и ужасались такому необыкновенному зрелищу. И громогласно воскликнул царь: - Велик Бог христианки Евдокии! Бог истинный и праведный - Бог христианский! Справедливо многие к Тебе прибегают и благочестиво поступают верующие в Тебя, Христа Господа!
Прими и меня, грядущего к тебе, ибо я верую Твоему святому имени и признаю, что Един Истинный Бог, святой и благословенный во веки! Уверовав во Христа Бога, царь крещен был городским епископом вместе с женою и сыном, воскресшим из мертвых, и с дочерью Геласией. После сего, раздав щедрую милостыню нищим и убогим, он послал много золота святой Евдокии на сооружение святой церкви. Кроме того, он повелел построить город на том месте, где жила Евдокия, и часто писал ей, прося ее святых молитв. В скором времени царь, преуспевши в святой вере и добрых делах, почил о Господе, а за ним умерла и жена. Сын был поставлен диаконом, а потом, когда скончался епископ, был посвящен во епископа. А сестра его Геласия, презирая суету мира и избегая брачной жизни, но желая послужить Господу, тайно удалилась в монастырь святой Евдокии и в нем жила до смерти, усердно служа и благоугождая Господу.
В это время господствовало языческое нечестие и многие, тайно служившие Господу, были открываемы богоненавистными и принуждались к той же погибели. Тогда в городе Илиополе был наместником Диоген, ревнитель скверных богов, усерднейший их служитель и гонитель отказывающихся от поклонения идолам. Он хотел взять за себя в замужество вышеупомянутую царскую дочь Геласию, на что был согласен, пока находился в неверии, и отец ее, Аврилиан. Когда же он был просвещен святым крещением, то не захотел отдать ее за неверного мужа, если только он не примет христианской веры. Скоро Аврилиан скончался, и Геласия, боясь, что насильно будет взята Диогеном, убежала, как было сказано, в монастырь святой Евдокии, но никто не знал точно, где она скрылась. Носился только слух, что скрывается где-то у Евдокии. Наместник Диоген послал пятьдесят воинов взять Евдокию, как христианку, для расследования.
Когда воины шли за ней, Господь явился ночью Евдокии и сказал: - Дщерь Евдокия! Бодрствуй и стой мужественно в вере. Пришло для тебя время исповедать Мое имя и прославить Мою славу. Приблизился подвиг, который ты совершишь. Вот сейчас нападут на тебя люди, страшные, как звери, но ты не смущайся и не ужасайся, потому что Я буду с тобою близким спутником и крепким помощником во всех твоих подвигах и трудах. Когда видение окончилось, воины ночью перелезли через монастырскую стену. Преподобная, узнавши об этом духом, вышла к ним и спросила: - Что вам здесь надобно?
Кого ищете? Воины схватили ее и спрашивали об Евдокии. Она обещалась предать им Евдокию, если только они на малое время освободят ее. И, придя в церковь, она взошла в святой алтарь, открыла ковчежец с Пречистыми Животворящими Христовыми Таинами и, взяв часть сей великой святыни, скрыла у себя на груди. После этого она вышла и сказала воинам: - Я - Евдокия, возьмите меня и ведите к пославшему вас. Они взяли и повели ее с собою. Была безлунная и темная ночь, и вот явился светлый и прекрасный юноша, неся перед ней свечу и освещая путь.
Это был ангел Господень, видимый только Евдокиею, а воины ни его, ни света не видели. Воины хотели посадить Евдокию на осла, но она не пожелала и сказала: - "Иные - колесницами, иные — конями" Пс. По прибытии в город, наместник велел заключить Евдокию на два дня в темницу, а на третий день призвал темничного стража и спросил его: - Не давал ли кто той волшебнице пищи или питья? Страж ответил: - Клянусь твоею милостью, господин мой, что ни пищи, ни питья ей никто не давал, и сколько раз я ни смотрел на нее, всегда видел ее распростертой на земле и молящейся как думаю своему Богу. Наместник сказал: - Завтра я произведу расследование и суд о ней, а ныне я занят другими делами. На четвертый день наместник Диоген сел на судилище и велел привести Евдокию. Увидев ее, смиренную видом, в плохой одежде, с опущенной головой, он приказал слугам открыть ей лицо, и оно тотчас заблистало, как молния.
После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть усечена мечом около 160—170 годов. Достоверность жития Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов , является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Гелиополе учредил император Константин Великий , и время жизни Евдокии относят к V веку. Агиолог Сергий Спасский считает, что житие сообщает не о монастырях в современном их понимании, а о неких общинах девственников и девственниц. Также, по его мнению, епископская кафедра Гелиополя могла существовать и быть уничтоженной в ходе гонений на христиан, а император Константин лишь восстановил её. Иконография[ править править код ] Ерминия Дионисия Фурноаграфиота не сообщает об образе святой Евдокии, указывая только, что она была усечена мечом. Иконописный подлинник XVIII века содержит следующее указание о её облике: Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразитию.
Новомученики и исповедники Православной Церкви XX века каждый день
Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и там обезглавили. Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царстве Небесном. Тропарь: Правостию умною, душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица, пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, преподобная мученице Евдокие: да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпнем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Тогда наместник велел повесить её на дереве и четырём воинам жестоко бичевать.
Воины взяли её, обнажили до пояса и повесили. Когда её раздевали, с груди её спала часть Пречистого и Животворящего Тела Господня, взятая ею при выходе из монастыря. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять её, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть усечена мечом около 160—170 годов. Достоверность жития Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов , является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Гелиополе учредил император Константин Великий , и время жизни Евдокии относят к V веку.
После правила Евдокию обращали лицом к иконам, подкладывали под неё рунте, сажали и зажигали все лампады. Всех лампад было двенадцать. Тут она опять тихо молилась где-то с полчаса, после чего можно было петь. При этом пении выносили из чулана просфоры. Перед тем, как её посадить, велит вымыть ей руки. Как дадут ей просфору, то непременно заплачет и скажет: "Перекрести руки". Девушкам давали по целой, а её просфоры разрезали пополам. Одну половину опять уносили в чулан, а оставшуюся ещё раз разрезали пополам. И одну четвертинку Евдокия давала той, которая при этом ей служила. Всего ей давали от трёх просфор: из монастырей Сарова, Понетаевки и Дивеева, так что у неё получалось три части. Потом эти части подавали ей в руки, а в блюдечко наливали крещенской воды. Она клала просфоры в блюдечко и при этом говорила: "Христос Воскресе! Но пели недолго. Потом она ела просфору и запивала крещенской водой и в блюдечке немного оставляла той, которая за ней ходила. Прочие же девушки становились у порога и после неё ели свои просфоры. Лампады гасили. Евдокию поворачивали и укладывали.
Он может быть святым покровителем только тех людей, кто родился после года его канонизации. Один раз в году именины особые - это день святого покровителя, в честь которого она была названа. Если Евдокия не знает, в честь кого ей дали имя, ее покровителем считается тот святой, к дню почитания которого ближе ее день рождения. Или тот святой, которого она выбрала своим покровителем сам. Все имениныБез новомучениковНовомученики Новомученики - христианские святые, которые были канонизированы начиная с XX века, многие - в 2000 году. Поскольку небесным покровителем человека может быть только святой, канонизированный до даты его крещения или дня рождения, то при выборе своего Ангела-покровителя обращайте внимание на дату канонизации новомученика.
Литература
- 18 августа – день памяти Пузовских мучениц - Нижегородская МитрополияНижегородская Митрополия
- Какого числа день памяти Евдокии Илиопольской в 2024 году
- Курский Свято-Троицкий монастырь - «Активная церковница» Евдокия Мартишкина
- Мученица Евдокия Назина
- Арзамасский Николаевский женский монастырь
- Народные приметы на 14 марта
Мученица Евдокия Гиблицкая
Тут же он уверовал и говорит: «Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их». Трое из мужиков, Петр, Иван и Макар, пытались вступиться за них, так их избили плетьми. А Дуня это увидела и говорит: «Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». А Петр Карасев потом говорил, что боли не чувствовал, когда били его за Дунюшку». В житии мучениц описано и видение одной женщины: она заметила над Дуниной кельей четыре столпа света -два срослись, а два отдельные.
Привезя дев на место расстрела к приготовленной могиле, их посадили по крестам: «Евдокию и Дарию у одного, Дарию другую — так, а Марию тоже у креста. Потом их стали расстреливать. Один солдат — татарин — отказался стрелять, тогда другой стал. Первой убили Дуню.
И как ее убили — кверху пошла как бы чаша, как просфора — это многие видели. А одна женщина видела, как Дуня пошла по воздуху над своей кельей и это место благословила крестом и сказала: «Жалко, что здесь остается один золотой, ну пускай остается». Марию застрелили не до смерти, ее прикалывали штыком. Хоронили без гробов.
Хотели просто сбросить в яму, но один мужик спрыгнул — принимать их тела, он покрыл им лица платочками». Казнь безвинных страдалиц пришлась на день перед праздником Преображения Господня. Рассказывают, что все верующие ощутили тогда сильно благоухание от могилы. После этого стали видеть на могиле горящую свечу, а над кельей Дуни вскоре после расстрела солнце играло».
Сохранилась и такая запись: «Как-то раз должны были служить панихиду на могиле мучениц. Одна из женщин приходит, смотрит — диакон в облачении кадит и служит панихиду.
Ради Бога она ушла от своего мужа, который долго ее искал, и никому ничего о себе не рассказывала потому и фамилия ее неизвестна. Во время ареста по ложному доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью блаженной Дунюшки ворвались солдаты.
Они, не прерываясь, били подвижницу с шести до десяти вечера, таскали за волосы, потом били плетью. Всю ночь мученица терпела страдания; ее стаскивали с постели, топтали ногами. Никого к ней не пускали. Скидывали на пол иконы и попирали их.
Так продолжалось до утра. А на другой день попался хороший солдат — не бил ее, она попросила его позвать священника, приобщить ее Святых Таин. И священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц, а через два часа их расстреляли. Солдаты снарядили подводу с Пузинскими мужиками — копать могилу.
Когда вывели арестанток, то невозможно было равнодушно смотреть на их прекрасные сияющие лица. Они остановились напротив церкви и стали молиться по четками. Тогда их снова начали избивать. Когда Дуню били, хожалки бросались кто на ноги, кто на тело, пытаясь хоть как-то ее защитить.
Затем сели на подводу, Дуня разместилась у Даши на коленях. Лошадь тронулась, все стали креститься. Когда ехали мимо неверующего мужика, Ивана Анисимова, он увидел, что на плечи мученицам садится белый голубь, и куда ударяли, туда он и опускался, и били по голубю. Тут же он уверовал и сказал: «Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их».
Трое мужиков, Петр, Иван и Макар, постоянно ходившие к Дуне, попытались за нее вступиться, но их избили плетьми. Дуня видела это и говорила: «Смотри, как с них грехи сыплются. Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». Петр впоследствии рассказывал, что никакой боли от ударов не чувствовал: «Я бы счастлив был, если бы меня еще раз избили за Дунюшку».
Мучениц привезли к вырытой могиле, посадили около крестов. Дуню и Дашу у одного, Дашу другую — так, а Марию тоже у креста.
Когда еще была в миру, проходила каждый день Псалтирь — всю, без отдыха, стоя на ногах.
Была очень смиренна. У Дуни она прожила три года. На момент казни ей тоже было 40 лет.
Мученица Мария прежде была замужем. После того как ей явился святитель Николай Чудотворец и исцелил, она пошла странствовать. К Дуне пришла также по велению святителя.
Мария служила Дуне семь лет, была смиренна, как ребенок. Ради Господа она ушла от мужа, которого любила, и своего имени и фамилии никому не открывала, чтобы муж и родные не нашли ее. В последний год у Марии сильно болела нога, она с трудом передвигалась.
Зная, что их убьют, подвижница, как и другие хожалки, добровольно пришла разделить участь своей наставницы. Святую Евдокию и ее келейниц арестовали в августе 1919 года. Безбожники непрерывно били Дуню больше суток, сменяя друг друга.
В 2024 году торжество выпадает на четверг. О том, чем известна святая и какие традиции связывали с ее праздником на Руси, читайте в материале «Известий». День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — история Святая Евдокия родилась в I веке нашей эры в городе Илиополе Финикийском, располагавшемся на территории современного Ливана. По преданию, девушка была очень красива и пользовалась этим, чтобы зарабатывать на жизнь. Она принимала у себя состоятельных поклонников из разных стран и быстро разбогатела, торгуя своим телом. Однажды ночью Евдокия проснулась и услышала, как за стеной, во второй половине дома, кто-то вслух читает отрывок из Священного Писания о Страшном Суде. Эти слова произвели на девушку неизгладимое впечатление, она осознала, насколько греховную жизнь вела до сих пор и какое возмездие ей уготовано. Утром Евдокия встретилась со своим соседом — праведным старцем Германом. После беседы с монахом она приняла крещение, раздала свое имущество бедным и удалилась в монастырь.
Приняв постриг, Евдокия всецело посвятила себя молитве и посту. Несколько лет спустя она стала игуменией обители, в которой жила. За усердие в покаянии и монашеские подвиги святая была вознаграждена даром исцеления и воскрешения. Как правильно отмечать каждый день Масленицы Согласно легенде, однажды в монастырь под видом инока пришел язычник Филострат.