В последний день Масленичной недели, в Прощёное воскресенье, было принято в русских деревнях идти с блинами на кладбище, просить прощения у покойных и оставлять им несколько блинов и водку. один из древнейших в славянской культуре праздник. Праздник имеет языческие корни, но сохранился после принятия христианства и празднуется многими до. Масленица, как праздник возрождения жизни, была важна и для продолжения людского рода.
Масленица: истории и традиции праздника
Истоки праздника Масленица __ Когда отмечать | Масленица по дням недели. В славянской традиции праздничная седмица делится на две части: Узкую Масленицу, с понедельника по среду, и Широкую, с четверга по воскресенье. |
Чучело и блины. Как и когда появилась Масленица | История праздника Традиции на Масленицу Вопросы о традициях на Масленицу. |
Новости страны Северной
Масленица — один из самых веселых и любимых праздников, который отмечают по всей стране. Мы узнаем о тех праздничных днях, которые входят в большое событие – космическое явление, получившее название Масленица. В прошлой передаче мы узнали, как праздновали Масленицу разные народы. Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство | Любомира, Елена Удалова, Валентина Малеева, Елена Андреева, ГрифСлушаем «Масленичные истории», которые подготовила команда Народного Славянского узн. |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки | языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале. |
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞 | Масленица: истоки и символика праздника Мифология, Славянская мифология, Длиннопост, Блины, Масленица. |
Смысл и традиции Масленицы | Праздничные гуляния длились 2 недели: 7 дней до начала праздника и 7 после. |
Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина» | Празднование масленицы почти повсюду начинается с четверга, хотя работы во многих местах прекращаются уже с понедельника, так как крестьяне, озабоченные наступающим праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и закупают всякую снедь. |
Поговорим о масленице
Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Как появился праздник? Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. один из древнейших в славянской культуре праздник. Праздник имеет языческие корни, но сохранился после принятия христианства и празднуется многими до.
От Петра I до Антона Чехова: празднование московской Масленицы
Началось мероприятие с традиционного рассказа библиотекаря об истоках возникновения праздника, его языческих корнях, о назначении каждого из семи дней Масленичной недели. Рис. 1. Празднование Масленицы — народное гуляние. Масленица происходит от старинного языческого праздника провода зимы, сохранившегося в России и после принятия христианства в 10 веке. Когда Масленицу устанавливали в деревнях, местное население принималось петь ей хвалебно-насмешливые песни, в которых главную героиню праздника величали «кривошейкой» да «кургузкой». Масленица — традиционный праздник восточных славян, посвященный приходу весны. день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него.
Поговорим о масленице
Кстати, все дни недели в Масленицу имели шуточные названия. Прежде всего, Масленица – праздник очень древний. день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).
Масленица: языческий или православный праздник?
Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец. Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником.
Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы».
Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга. Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь?
Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье.
В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей.
Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов. Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами. Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства.
После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т.
В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т.
Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться.
Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней.
В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений.
Так например, наш вытегорский корреспондент Олонецкая губерния сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч».
С творогом — мужчина-мальчик, который ищет себе женщину-мать и нуждается в заботе, поддержке, опеке. На замужество. Это уже настоящее гадание, для осуществления которого потребуется чистое полотенце , желательно новое и еще ни разу не используемое. Девушка вывешивает его за окно и оставляет на ночь.
Предварительно нужно прочитать заговор и призвать суженого. Утром проверить: если плат влажный, то можно готовиться к знакомству или сватовству. А если сухой, то в течение года гадающая замуж не выйдет. На пол будущего ребенка. Да, название довольно странное, но в целом ничего особенного.
Беременной женщине необходимо напечь побольше блинов, выйти на улицу и угощать ими всех, кто встречается на пути. По понятным причинам так гадали исключительно в деревнях и селах. Если первым блин взял мужчина, то родится мальчик, а если женщина, то девочка. Если же двое одновременно взял блин, то не исключено рождение двойни. Или же после родов следует готовиться ко второй беременности.
На желание с использованием свечи. Потребуется лист бумаги, обыкновенная церковная свеча и какое-нибудь блюдо. Девушке надо написать на листе заветное желание, зажечь свечу, поднести к огню бумагу и поджечь. Если все сгорит полностью, то загаданное сбудется. Если потухнет довольно быстро, то нет.
Ну а если догорит до середины, то для исполнения мечты придется приложить немало усилий. Некоторые барышни гадали по способу выпечки блинов на любовь. Оценивался исключительно первый. Ровные края — это к скорому и удачному браку до конца года. Блин с неровными краями — муж попадется не самый порядочный, который только усложнит жизнь.
Получился комом — свадьбы не будет как минимум в течение трех лет. Аккуратный и не прилипающий к сковороде блин — скоро состоится знакомство с суженым. Все Блюда Таким образом, масленичные гадания — это весьма интересное и необычно. Можно одновременно и приготовить вкусный стол, и узнать будущее. Конечно, Церковь не одобряет подобное времяпрепровождение.
Более того, Масленица — это уже преддверие Великого поста. Уже запрещено употреблять в пищу мясо, а в среду и пятницу не служится литургия вместо нее читают великопостные часы с особой постовой молитвой. Народные гуляния, гадания, веселье, песни, пляски, знакомства, — все это нередко именуется язычеством. Хотя к чистому язычеству можно отнести лишь обряд сжигания чучела Масленицы в прощеное воскресенье. Рецепты самых аппетитных блинов к Масленице По традиции, во время Масленицы все ходят в гости друг к другу и наслаждаются вкусными блинчиками и другими угощениями.
На улицах городов и сёл разворачиваются ярмарки, где проводят конкурсы, а также торгуют блинами, пирогами и всевозможными вкусностями.
Кроме того, как известно, в праздник принято сжигать чучело в знак наступления весны. Но откуда пошла такая традиция? Поделиться Как отмечают Масленицу в 2024 году Как отмечают Масленицу в 2024 году Как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. На некоторых территориях страны было принято закапывать куклу в землю, а в других регионах ее разрывали на части и раскидывали кусочки по полю. При этом иногда вместо куклы роль Марены играл человек, ему устраивали символичные похороны. Фольклорист Владимир Пропп полагал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы". Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы.
Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.
Учитывая, что многие масленичные обряды связаны с памятью об умерших, именно поминальная функция делает блины символом Масленницы. Чучело Масленицы Обычно чучело делали к четвергу Масленичной недели. Как правило, его наряжали в женскую одежду, хотя в некоторых местах делали мужское чучело. В некоторых регионах в одну руку ему давали водку, а в другую блин. С плясками, песнями, шутками и прибаутками чучело носили по деревне — это называлось встречей Масленицы.
Но гораздо интереснее были её проводы. В московской области был записан такой обряд: в воскресенье — последний день празднования — парни и девушки украшают сани лентами и садятся в них, а чучело Масленицы сажают на лошадь. До самого вечера они катаются по деревне и поют песни, а когда стемнеет, вывозят чучело за пределы деревни, в поле и сжигают на костре. Когда пламя начинает угасать, люди берут оставшиеся части чучела ещё горящие и раскидывают по полю. Обряд сжигания чучела существовал практически у всех славянских народов. В западнославянской традиции чучело носило имя Марена а также Маржана, Морана, Smrtkа. В представлении чехов, поляков, словаков и других народов оно символизировало смерть, что видно из его названия корни mаг-, mог- и smrt- обозначают смерть. Чучело делали из соломы и наряжали в женскую одежду, иногда в платье невесты. В последнее воскресенье Масленицы иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали.
Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть. В Моравии говорили: «Кто со Смертью не ходил, тот сам умрёт». Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части. После этого нужно было со всех ног бежать обратно в деревню и не оглядываться. Считалось, что если упадёшь, то в этом году тебя ждут несчастья. Все славяне верили, что уничтожение чучела служило оберегом от природных бедствий, болезней и смерти, обеспечивало скорый приход лета, хороший урожай и счастливое замужество девушкам. По одной из версий, чучело Масленицы — это отголоски невероятно древнего образа умирающего и воскресающего божества. Чучело является воплощением растительных сил природы. Его убивают и разбрасывают по полю, чтобы оно переродилось в посевах и всходах.
Истоки и традиции масленицы
Торжество длится неделю и предваряет важное церковное событие — Великий пост. На самом деле у этого праздника очень давние история и традиции. О них — в материале «360». Считается, что первоначально ее связывали с днем весеннего солнцеворота. Однако после крещения Руси это событие уже предваряло Великий пост и зависело исключительно от его сроков, рассказала «360» культуролог Анастасия Кузьмина. До принятия христианства славяне отмечали праздник за семь дней до Весеннего Равноденствия 21—22 марта и еще неделю после. Еще задолго до прихода на русскую землю новой веры язычники отмечали смену времен года. Для них зимний период был всегда особенно трудным: холодно, голодно, темно, ничего не растет на грядках. Именно поэтому весна была долгожданным событием, которое отмечали как настоящий праздник. Наши предки верили, что молодой и жизнерадостной девице Весне сложно одолеть жестокую старуху Зиму.
Чтобы помочь ей в этом, устраивали веселые гулянья. А еще люди славили, прощаясь с Зимой, языческого бога плодородия Ярила. Он был одним из самых сильных богов. Меж тем, они искренне думали, что каждый год Ярила умирал, а потом вновь оживал. А воскреснув — дарил людям солнце. Весеннее тепло приносило настоящее счастье, ведь это — первый шаг к урожаю. Считается, что именно в честь бога плодородия люди пекли блинчики. Круглые лакомства по форме напоминали его символ — солнце. Маленьким солнышком на тарелке должен был полакомиться каждый: язычники верили, что так можно запастись энергией на весь следующий год.
Однако есть и другое объяснение смысла традиционного угощения. Блин считали поминальным блюдом. Его ингредиенты — мука и вода — отсылали к символам жизни и переселению душ. Язычники хотели верить, что усопшие управляют природой и могут даровать богатый урожай, поэтому первый блин отдавали беднякам — чтобы те помянули почивших.
Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин.
Проводы зимы. Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов».
Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6].
Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1].
Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела.
Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51].
Считалось, чем больше их женщина приготовит, тем более сытой и счастливой будет жизнь у ее семьи в течение всего года. А еще это угощение должно было подарить домочадцам солнечные и радостные дни, ускорить приход весны. Первый испеченный блинчик считался поминальным. Его не ели, а отдавали нищему, чтобы он помянул добрым словом усопших родственников. Еще одним обычаем этого дня было сооружение из соломы чучела, которое олицетворяло собой зиму.
Его торжественно обряжали в женский наряд, насаживали на шест и с величальными песнями возили на санях. После чего соломенную бабу, которую называли Авдотьюшкой Изотьевной или Дуней румяной, устанавливали на высокой снежной горке. После этого наши предки катались на санях, пели и веселились. Вторник — Заигрыш На следующий день — Заигрыш - люд продолжал предаваться развлечениям и обжорству. В городах воздвигались деревянные балаганы с угощениями, карусели, горки, устраивались театральные представления с Петрушкой, масленичным дедом и ряжеными. Катание с горки приносило не только радость, но и пользу — чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год Катание с обледенелой горы на деревянных салазках, по мнению наших предков, не только приносило радость, но и пробуждало плодотворящие силы земли. Чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год: тем выше поднимутся хлеба и длиннее уродится лен. А еще во время вторничных гуляний на Масленицу молодежь присматривала себе пару. В этот день было принято ходить на смотрины. Среда — Лакомка В среду — Лакомку — было принято открывать свой дом для гостей и угощать всех заглянувших на огонек блинами.
Хозяйки обязательно накрывали богатый стол. Помимо блинов и пирогов на него ставили самовар с чаем, а также пиво, сбитень, медовые пряники и каленые орехи. Еще одной традицией среды на Масленой был визит к теще. Она угощала зятя блинами, стараясь ему угодить и задобрить. Этот день в старину считался одним из наилучших в году для налаживания отношений в семье. Солнцев, «Кулачный бой», 1836 г.