Страны Аравийского полуострова, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (далее – страны Залива), за исключением Омана, характеризуются абсолютным дефицитом водных ресурсов (см. рис. 2). Военный представитель движения "Ансар Аллах" Яхья Сариа заявил о том, что хуситы из Йемена атаковали судно MSC Darwin в Аденском заливе. В частности, в предыдущем десятилетии страны Залива достаточно активно вкладывались в строительство зданий в Астане, а также в другие сферы экономики. Государства Персидского залива видят в иностранных вложениях дополнительный источник дохода и инструмент для обеспечения устойчивости своих экономик. Anglo American провела переговоры с возможными покупателями, в том числе с торговыми домами и суверенными фондами стран Персидского залива.
Какие проекты предложил президент для стран Персидского залива
Первая делегация туристов из регионов Персидского залива прибыла в Сочи в среду, в ее состав вошли семь блогеров и журналистов крупных изданий Саудовской Аравии и Бахрейна. Военный представитель движения "Ансар Аллах" Яхья Сариа заявил о том, что хуситы из Йемена атаковали судно MSC Darwin в Аденском заливе. Страны Персидского залива призвали Иран и Израиль к сдержанности Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива предостерег от дальнейшей эскалации на Ближнем Востоке. Новости по теме Персидский залив. СМИ Персидского залива подвели итоги 2023 года через призму событий внутреннего плана и отношений с внешним миром, в том числе с Россией. По его словам, это первый раз, когда военный корабль британского флота перехватил ракету в бою после войны в Персидском заливе в 1991 году.
«Недолив» российской нефти заставил Индию искать дорогое сырье в Персидском заливе
В середине июля в Москве состоялось важное мероприятие — министерское заседание совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Популярность гонок в странах Персидского залива достигла очередных высот после того, как Гран-при ”Формулы-1” начали проводить в Саудовской Аравии и Катаре. Считается, что военно-морской альянс со странами Персидского залива, поставленный на повестку дня Ираном, нанесёт удар по этому плану США. Если арабы еще в 1981 году объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), то страны ЦА не имеют четко оформленного блока либо объединяющей организации. После майских выборов в Турции была сформирована новая команда управленцев во главе с президентом, которая стремится наладить связи с богатыми монархиями Персидского залива, чтобы помочь национальной экономике выйти из кризиса.
Танкеры под прицелом: кому выгодны провокации в Персидском заливе?
Социальные сети Новости по теме Персидский залив Иран готов предоставить Казахстану землю в порту Персидского залива Иран готов предоставить земельные участки в порту Бандар-Аббас для строительства казахстанского терминала, передает Tengrinews. Об этом рассказал официальный 25 августа 2018 Роухани пригрозил экспортерам нефти в Персидском заливе Президент Ирана Хасан Роухани дал понять, что в случае, если иранская нефть через Персидский залив экспортироваться не будет, другие страны 13 июля 2018 "Поражает цель со скоростью света": США испытали лазерное оружие Военно-морской флот США провел испытание системы лазерного оружия LaWS Laser Weapons System в Персидском заливе, сообщает телеканал CNN.
Китай выдвинул идею проведения регионального саммита между Ираном и членами Совета сотрудничества стран Персидского залива к концу этого года. И поэтому рычаги воздействия важны в этом отношении, и у вас не может быть альтернативы, равной по важности», — добавил саудовский чиновник. Саудовский чиновник сказал, что роль Китая повышает вероятность того, что условия сделки останутся в силе. Чиновник также сообщил, что переговоры в Пекине включали «пять очень обширных сессий по острым вопросам». По словам чиновника, самые сложные темы были связаны с Йеменом, средствами массовой информации и ролью Китая. Между тем, в воздухе витают и позитивные новости — вероятность встречи на уровне министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии в ближайшем будущем и, что более важно, сообщение о письме-приглашении короля Саудовской Аравии Салмана президенту Ирана Ибрагиму Раиси посетить Эр-Рияд. Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан отметил в воскресенье в связи с йеменским кризисом, что «Мы [Иран] работаем с Саудовской Аравией над обеспечением стабильности в регионе. Мы не потерпим никакой угрозы в наш адрес со стороны соседних стран». Безусловно, региональная среда улучшается.
Появились признаки общего ослабления напряженности. Читайте также Президент Чехии: Окно возможностей для «перемоги» Зеленского почти захлопнулось У Киева не будет второй попытки для контрнаступления В интервью NourNews Шамхани описал свои 5-дневные переговоры в Пекине, приведшие к заключению сделки с Саудовской Аравией, как «откровенные, прозрачные, всеобъемлющие и конструктивные». Он сказал: «Устранение недоразумений и взгляд в будущее в отношениях Тегерана и Эр-Рияда, безусловно, приведут к развитию региональной стабильности и безопасности и расширению сотрудничества между странами Персидского залива и исламским миром для решения существующих проблем». Очевидно, государства региона пользуются «хорошим настроением», порожденным саудовско-иранским взаимопониманием. Вопреки западной пропаганде о недавнем отчуждении между Саудовской Аравией и ОАЭ, шейх Мохаммед тесно связан с позитивными тенденциями в региональной среде.
Социальные сети Новости по теме Персидский залив Иран готов предоставить Казахстану землю в порту Персидского залива Иран готов предоставить земельные участки в порту Бандар-Аббас для строительства казахстанского терминала, передает Tengrinews. Об этом рассказал официальный 25 августа 2018 Роухани пригрозил экспортерам нефти в Персидском заливе Президент Ирана Хасан Роухани дал понять, что в случае, если иранская нефть через Персидский залив экспортироваться не будет, другие страны 13 июля 2018 "Поражает цель со скоростью света": США испытали лазерное оружие Военно-морской флот США провел испытание системы лазерного оружия LaWS Laser Weapons System в Персидском заливе, сообщает телеканал CNN.
Посольство России сообщило о гибели 20 россиян, двое находятся в заложниках, а семеро числятся пропавшими без вести. В ноябре глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что более 40 процентов жилых домов в секторе Газа было уничтожено.
Страны Персидского залива договорились о создании таможенного союза
Иран уже начал сбивать американские беспилотники. Если дело дойдет до открытого военного столкновения - по какому сценарию США будут атаковать персидское государство? Anglo American провела переговоры с возможными покупателями, в том числе с торговыми домами и суверенными фондами стран Персидского залива. Катар призвал страны Персидского залива к диалогу после разрыва дипотношений с их стороны. Страны сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее — GCC, Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) многие десятилетия занимали особое место в международном разделении труда, — пользуясь своим естественным преимуществом. Призывы остановить наступление на Газу и вернуться за стол переговоров звучат в эти дни в Катаре, где проходит саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Военный представитель движения "Ансар Аллах" Яхья Сариа заявил о том, что хуситы из Йемена атаковали судно MSC Darwin в Аденском заливе.
Страны Персидского залива договорились о создании таможенного союза
Помогите Википедии, написав его. По данным метеорологического управления Бахрейна, за 48 часов выпало в среднем 67,6 мм осадков, что является вторым по величине количеством осадков, зарегистрированным в истории Бахрейна [21]. Министерство внутренних дел Бахрейна предупредило жителей о необходимости оставаться дома [22] Министерство образования заявило о закрытии школ и высших учебных заведений из-за наводнения [20]. Из-за дождя обрушился потолок супермаркета в городе Ситра [24]. Катар[ править править код ] Сильные дожди и сильные ветры наблюдались в основном в северных частях страны, сосредоточенных вокруг городов Эш-Шамаль и Эр-Рувайс. В Дохе сообщалось о кратковременных ливнях [25]. Школы и общественные здания были закрыты из-за погоды, а услуги на весь день были переведены в онлайн-режим [26] [25].
Иран[ править править код ] Сообщалось также о сильных дождях и ливневых наводнениях на юго-востоке Ирана.
В общей сложности архипелаг площадью 55 квадратных километров потребовал использования 321 миллиона кубометров морского песка песок из пустыни по своим физическим характеристикам не подходил, так как быстро размывался и миллионов тонн камней. Средняя площадь каждого острова составила от полутора до четырех гектаров, а расстояние между ними — около ста метров. Со всех сторон «Мир» от штормов защитила насыпная дамба из огромных валунов.
Ее двухметровой высоты было достаточно для противостояния разрушающему воздействию волн, но при этом дамба не закрывала вид на море для обитателей архипелага. Общая длина береговой линии Дубая с его помощью увеличилась еще на 230 километров. И грянул кризис К концу десятилетия в Дубае на различных стадиях освоения находилось сразу четыре проекта искусственных островов. Палм-Джумейра была уже практически готова и заселена, «Мир» и Палм-Джабаль-Али — почти полностью отсыпаны и готовы к продаже.
Однако подключение их к инженерной инфраструктуре города даже не начиналось. В случае с «Миром» это представляло серьезнейшую проблему, ведь расстояние до берега было куда больше, чем у Палм-Джумейры, да и вместо больших массивов суши строители имели дело с множеством ее мелких клочков. При этом каждый из их покупателей за потраченные миллионы вправе был рассчитывать на отсутствие проблем с водой, электричеством и канализацией. Все это планировалось подключить с помощью подводных коммуникаций.
Удар по этим амбициозным объектам был нанесен мировым экономическим кризисом 2008—2009 годов. Он начался с лопнувшего пузыря на американском рынке недвижимости и ипотечного кредитования и особенно негативно повлиял как раз на этот сектор экономики, причем совсем не только в Соединенных Штатах. В Дубае цены на дома и квартиры также существенно снизились, упал и спрос на острова. В анабиозе Парадоксальная история «Мира» и остальных искусственных архипелагов Дубая состоит в том, что выход из кризиса никак не сказался на летаргическом сне, в котором они пребывают с рубежа нулевых и десятых.
Достаточно быстро город в своей континентальной части оправился от последствий рецессии и продолжил развиваться, хотя уже и без таких амбициозных одиночных проектов, как «Бурдж-Халифа», высочайшее здание Земли. Но высотки по-прежнему росли, сдавались в эксплуатацию, район Дубай Марина стал полноценной альтернативой центральной части мегаполиса, успешно был введен в строй новый аэропорт, город принял всемирную выставку EXPO-2020. Однако все это развитие не касалось задуманных и уже физически существующих искусственных островов. Про «Мир» по-прежнему регулярно вспоминали в СМИ — то по поводу грядущего прихода какого-нибудь отельного оператора, то в связи с именем очередного селебрити, вроде бы решившего там поселиться, приобретя себе один из островков.
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
Причины[ править править код ] Регион Персидского залива известен своей жаркой и сухой погодой, хотя в последние годы с большей регулярностью случаются проливные дожди, вызывающие наводнения [3] [4]. Королевское метеорологическое общество Великобритании заявило, что вероятной причиной является мезомасштабная конвективная система [5]. Метеорологи из Редингского университета подтвердили, что сильный дождь был вызван сильной грозой [6]. Ричард Аллан, профессор климатологии Редингского университета, и Фридерика Отто, старший преподаватель климатологии в Имперском колледже Лондона , оба связали необычную погоду с изменением климата [7] [8] , заявив, что «ливни стали намного сильнее вокруг мир по мере потепления климата» [9]. В последние годы этот регион ранее подвергался волнам жары и циклонам [10] , а с повышением температуры и уровня влажности исследователи ожидают увеличения риска наводнений в Персидском заливе [11]. Обвинения в «засеве облаков»[ править править код ] После наводнений некоторые новостные агентства цитировали специалиста-метеоролога Ахмеда Хабиба, связавшего сильные ливни с программой ОАЭ по « засеву облаков » [12]. Из-за засушливого климата пустыни и высоких температур в Объединённых Арабских Эмиратах ранее использовался засев облаков для борьбы с нехваткой воды [13]. Отвергая обвинения, Омар Аль-Язиди, заместитель генерального директора Национального центра метеорологии ОАЭ NCM , заявил, что учреждение «не проводило никаких посевных операций во время этого мероприятия» [14].
Последние новости Персидского залива
Изменение роли США Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Вашингтон не только предоставлял практико-техническую защиту, но и стремился на идейном уровне определять, по какому вектору следует двигаться странам региона во внешней политике. На практике этот принцип чаще всего означал поиск врага внутри региона, от чего впоследствии отталкивалась внешнеполитическая модель поведения государств-союзников. В свое время такими странами-изгоями провозглашались Ирак, Ливия, Иран, Сирия. За время активного вмешательства Вашингтона в региональные проблемы стран Ближнего Востока у местных акторов накопилось много негласных претензий к США. Несмотря на заявленные изначально цели в виде установления демократии, которая должна была принести процветание и мир в регион, на деле Ближний Восток стал еще более дестабилизирован и хаотичен, чем до провозглашения концепции демократии на Ближнем Востоке в 2003-2004 годах2. В 2010-2011 годах внешнеполитическая стратегия США начала меняться.
Новая концепция, получившая название «Поворот в Азию», в симбиозе с курсом на завершение миссий в Ираке и Афганистане, привела к меньшему участию США в ближневосточных проблемах3. После короткого эпизода возвращения США к активной фазе действий на Ближнем Востоке вместе с региональными акторами, вызванного угрозой расширения террористического «Исламского государства»4, Вашингтон уже под руководством нового Президента Дональда Трампа продолжил прагматично присутствовать в регионе. Поддержка Израиля, жесткая конфронтация с Ираном, продолжение сокращения военного контингента США в регионе - вот основные черты этого периода американской ближневосточной политики5. Приход демократической администрации и Д. Байдена к власти изначально не обещал ничего конструктивного в отношениях между монархиями Залива и США. Усложнялась ситуация негативным отношением Вашингтона к войне в Йемене и активизацией вопроса свобод и прав человека, что сразу било по всем монархиям Залива.
С момента прихода Байдена на пост президента в январе 2021 года у США не было больших конструктивных инициатив для региона, а единственной страной, улучшившей свои отношения с Вашингтоном, стал Катар, который в начале 2022 года получил статус основного союзника США вне НАТО6. Текущая ситуация демонстрирует эволюцию роли США в регионе: от однополярно-доминирующего положения на Ближнем Востоке, с возможностью прямого влияния на позиции стран по важным для Вашингтона вопросам, до статуса первого среди важных региональных игроков, с которым страны региона иногда не соглашаются и вступают в заочный спор по чувствительным для себя темам. Тем не менее партнерство с Вашингтоном остается важнейшим для обеспечения безопасности арабских монархий Персидского залива, что автоматически не допустит падения влияния США в регионе ниже определенной границы. Да и сам Вашингтон в контексте влияния российской специальной военной операции на общемировые процессы осознал необходимость иметь стабильно доверительные отношения со странами Залива, что в последние месяцы выразилось в активизации дипломатической работы США в регионе предложение нового посла в ОАЭ8, одобрение администрации Байдена контрактов на продажу оружия в КСА и ОАЭ, несмотря на наличие значительного количества противников этого решения среди политического истеблишмента9. Целью этой работы является возвращение доверия и благожелательности стран Залива к США, которые Вашингтон планирует использовать для смены позиций стран региона по ряду чувствительных вопросов, среди которых корректировка цен на энергоносители, дополнительные поставки нефти и газа партнерам, присоединение к давлению на Россию. Формирование новых региональных центров силы Одновременно с изменением приоритетов США в отношении Ближнего Востока в регионе происходило становление новых региональных акторов.
Руководство КСА, ОАЭ, Катара начало использовать значительные финансовые запасы в качестве инструмента влияния на политику внутри региона и за его пределами, что за короткий временной период вывело их в статус ключевых акторов ближневосточной политики. Переломным моментом стала «арабская весна», в рамках которой бенефициаром выступил Катар, а ОАЭ и КСА, осознав необходимость противостоять политическому исламу и революционным изменениям в регионе, стремились сбалансировать его политику10. С начала событий «арабской весны» прошло уже более десяти лет, в течение которых страны Залива неоднократно сталкивались между собой в квазиконфликтах Сирия, Ливия, Египет, Сомали , что привело державы региона к более реалистическому взгляду на внешнюю политику11. Фактически монархии Залива не только сформировали, но и осознали себя в качестве полноценных центров силы, способных самостоятельно принимать решения в области региональной безопасности. Показательны попытки изменения внешнеполитического вектора Катара через дипломатическое давление стран Залива, которые предпринимались в 2014 и 2017 годах. Обе стороны, участвовавшие в этих конфликтах, - союзники США.
Тем не менее в обеих ситуациях страны региона самостоятельно разбирались в сложившихся противоречиях, Вашингтон демонстративно не вмешивался до последних стадий переговорного процесса12. Итогом этого дипломатического противостояния стало понимание руководством стран Залива, что некоторые черты внешнеполитического поведения Катара изменить не удастся. Также окончательно прояснилась позиция Вашингтона, что, в случае конфликта одного союзного государства с другим, активное вмешательство невозможно. Это положение привело к тому, что страны Залива начали во многом автономный процесс деэскалации ситуации в регионе с помощью возобновления дипломатических контактов. Активное участие в трансформации основ безопасности в Персидском заливе принимают и новые незападные акторы, которые одновременно воздействуют на более широкий Ближний Восток. К этим акторам можно отнести такие азиатские экономические гиганты, как Индия и Китай, вернувшуюся в активную фазу действий на Ближнем Востоке Россию, а также ближневосточные неарабские государства - Турцию и Израиль.
В основе этих соглашений лежат обоюдные политические и экономические интересы, а самое главное - схожее восприятие региональных угроз. Для аравийских монархий Израиль - это важный партнер в случае потенциального регионального кризиса. В то же время для региональной безопасности заключение соглашений неоднозначно, поскольку может повлечь за собой усиление региональной напряженности, связанное с реакцией Тегерана на укрепление Тель-Авива в Персидском заливе. Формирование новых устойчивых отношений и союзов странами региона с укрепляющимися Индией и Китаем, стабильные партнерские отношения с РФ трансформируют привычный баланс сил в регионе13. Примечательным становится заключение соглашений в области обороны, а также торговли вооружениями, которые происходят с участием новых нерегиональных акторов, все активнее вовлекая их в политическую жизнь региона. Если деятельность Ирана в этом направлении кажется очевидной по причине нахождения в изоляции и противостояния странам Запада, то аналогичные действия арабских монархий вызывают озабоченность у их традиционного партнера - США.
В особенности острым для Вашингтона становится вопрос сближения стран региона с РФ и Китаем. Именно здесь США стремятся оказать свое влияние и ограничить потенциальные контакты.
На открытии присутствовали наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, а также премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммед бин Рашид, традиционно выступающий за добрососедство. Наиболее важным для региональной политики стал визит, состоявшийся 6 декабря 2022 года, когда Доху впервые с 2016 года посетил Президент ОАЭ шейх Мухаммед бин Зайед, проведя личную встречу с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом. Большую роль в региональной разрядке играет нормализация отношений ОАЭ и КСА с Турцией, что стало возможным после решения катарского кризиса. Сближение стало постепенно реализовываться с осени 2021 года после обоюдных визитов лидеров государств. Эта нормализация базируется как на экономическом факторе экономика Турции, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами, нуждается в притоке иностранных инвестиций , так и на общем изменении жесткости и степени конфронтации интересов государств Залива с республикой в целом по региону фактор снижения активности организаций политического ислама. Фактически текущие отношения между странами позволяют не только перегруппировать их силы, но и получить двусторонние инвестиционные и финансовые выгоды, заключающиеся как в участии в новых проектах, так и притоке иностранного финансирования для обеих сторон. В основе разрешения большинства региональных споров лежит общее понимание ограниченности возможностей, связанных с формированием новых вызовов, как политических, так и экономических, последовавших за разгоревшейся пандемией коронавируса. Понимание того, что многие вопросы, поставившие государства в статус соперников ранее, до сих пор не разрешились, не отталкивает их от ситуативной возможности извлечь обоюдную выгоду из нормализации отношений.
Вместе с нормализацией приходит увеличение инвестиций и возможность сконцентрировать свои ресурсы на более актуальных в данный момент направлениях, связанных с развитием внутренних возможностей каждого государства. Разрядка в ирано-саудовском противостоянии? Ключевым региональным спором продолжает оставаться «холодная война» между Саудовской Аравией и Ираном, которая оказывает воздействие на региональное развитие и проявляется в большом количестве стран региона, начиная от Йемена и Сирии и заканчивая Бахрейном и Ливаном18. Не последнюю роль в этом противостоянии играет проиранское движение хуситов, которое не только продолжает сопротивляться операции арабской коалиции в рамках йеменского кризиса, но, фактически сместив фокус противостояния, регулярно наносит удары по территории королевства. Учитывая меньшее внимание США к этим вопросам, а также общую негативную реакцию в странах Запада на военную операцию коалиции в Йемене, усиливается желание Саудовской Аравии быстрее закончить свое участие в этой войне. Наиболее острым остается вопрос «сохранения лица» и обеспечения национальной безопасности в результате этого выхода. Понимание того, что Президент Хади неспособен эффективно объединить антихуситские силы в стране, привело к смене власти в международно-признанном правительстве Йемена, отставке президента и формированию Президентского совета, который пытается представлять интересы сразу всех членов антихуситской коалиции. Участившиеся удары проиранских сил по территории и нефтепроводам КСА и ОАЭ вызвали озабоченность в монархиях региона неспособностью американских систем ПРО обезопасить ключевые объекты инфраструктуры. Сдержанная реакция Вашингтона на эти события также вызывала недовольство у монархий региона, которое сводилось к пониманию того, что Соединенные Штаты ненадежны. Все вместе это приводит к попыткам монархий Залива самостоятельно прийти к компромиссному соглашению с Ираном, активизируя раунды прямых переговоров между ними.
Видение безопасности региона Тегераном основывается на предложенной МИД «Ормузской мирной инициативе»19. Ключевая идея этого предложения состоит в том, что регион Персидского залива должен быть местом свободным от внешних игроков. Несмотря на то, что перспективы полной реализации данной инициативы кажутся туманными по причине остающейся необходимости арабских монархий во взаимодействии с США для обеспечения своей безопасности, ряд ее положений могут быть приняты государствами региона и привести к снижению напряженности. Стремясь минимизировать роль внерегиональных держав, Тегеран рассчитывает на способность государств Персидского залива самостоятельно решать вызовы региональной безопасности. В то же время примечательно, что Тегеран стремится выстраивать свои отношения не с ССАГПЗ как организацией, но с его членами на двусторонней основе. Возможность сближения Саудовской Аравии с Израилем, на котором активно настаивают американские партнеры королевства, оказывает влияние и на Иран, который видит в этом потенциальную угрозу. Из-за нежелания Тегерана допустить укрепление Израиля в Персидском заливе и попасть в ситуацию полной региональной изоляции Иран также пробует разрешить свои проблемы с королевством, чтобы не позволить тому сблизиться с Тель-Авивом. Это сближение необходимо, чтобы заручиться нейтралитетом в случае прямого военного конфликта с Израилем. ОАЭ, уже заключившие соглашение с Израилем, не стремятся провоцировать Иран, также снижая уровень конфронтации в двусторонних отношениях20. В основе этой политики лежит понимание катастрофических последствий для Эмиратов в случае эскалации, когда территория страны может стать полем битвы.
Положение, в котором ОАЭ одновременно имеют стратегические отношения с Тель-Авивом и налаживают контакты с Тегераном, оказывает положительное влияние на общую региональную разрядку, позволяя странам не переходить «красные линии», которых необходимо придерживаться. Нельзя не отметить и значимость переговоров о возобновлении ядерной сделки, которая, несмотря на пробуксовку, в перспективе может послужить определяющим фактором безопасности региона. Для Ирана ее заключение, в особенности при сохранении ряда выставленных им условий, может стать серьезной дипломатической победой, способной вывести страну из изоляции. Примечательна реакция арабских монархий на переговоры, которая значительным образом отличается от реакции на сделку 2015 года. Теперь аравийские державы не хотят срывать соглашение и видят в ней возможность региональной разрядки, снижающей вероятность прямого военного столкновения Соединенных Штатов и Израиля с Ираном. Эти переговоры сильнее убеждали их в необходимости прямого общения с Тегераном по вопросам региональной и национальной безопасности. В то же время пауза в заключении сделки, возникшая весной-летом 2022 года, основывается на том, что заключение этого соглашения с нынешней демократической администрацией США несет определенные риски для долгосрочных интересов Ирана, поскольку она может быть снова разорвана уже в ближайшее время при смене лидерства в США, как произошло во время президентства Трампа24. Благодаря некоторым изменениям в отношениях между Ираном и арабскими монархиями по-новому начинают действовать страны, которые долгое время оставались местом столкновения региональных интересов. Речь идет о посреднических усилиях Ирака и традиционного переговорщика Омана, играющих значимую роль в вопросе установления прямых контактов между Ираном и Саудовской Аравией25. К текущему моменту при посредничестве Багдада и Маската прошло шесть раундов переговоров между сторонами.
Основной целью этих переговоров должно было стать формирование списка требований, направленных на обоюдное снижение региональной напряженности и, в идеале, восстановление дипломатических отношений, разорванных в 2016 году.
Этот документ даст возможность туристам и резидентам перемещаться между ними, не оформляя дополнительные визы и разрешения. Граждане Персидского залива пользуются безвизовым въездом в каждую из них, но резиденты-иностранцы должны оформлять туристические визы. Одобрение "арабского шенгена" было анонсировано на 40-м заседании министров внутренних дел Совета сотрудничества стран Персидского залива.
Представитель США способствовал сближению позиций сторон и смягчению требований стран Персидского залива. Представители этих стран обвинили Доху в дестабилизации внутриполитической ситуации в арабских государствах, а также в поддержке террористических организаций. Власти Катара все обвинения отвергают и называют изоляцию посягательством на его суверенитет.
Число туристов из стран Персидского залива в России выросло более чем вдвое
Однако американское руководство упорно поддерживает действия Тель-Авива, которые привели к тяжелому гуманитарному кризису. Эта война тоже активно обсуждалась в ходе вчерашнего визита российского президента, поддержавшего усилия, направленные на достижение мира в Газе. Саудовская Аравия и ОАЭ недвусмысленно показали — поскольку Запад потворствует действиям израильской армии, арабские лидеры будут обсуждать мирное урегулирование в Палестине с его конкурентами. Они согласились, что международное сообщество должно принять меры по достижению прекращения огня в секторе Газе. В этом контексте стороны подчеркнули необходимость установления постоянного и прочного мира в регионе на основе решения о двух государствах", —вторит этому эмиратское издание Al Ittihad. Ближневосточное турне Путина происходит в тот момент, когда на Западе появляются признаки разногласий относительно поддержки Украины.
Эти тенденции, помноженные на спорную политическую обстановку в США вокруг вопроса о помощи Украине, создают сложную атмосферу вокруг продолжающегося конфликта и его глобальных последствий. Решение организации продлить и увеличить сокращение добычи нефти будет важной темой для обсуждения, что еще больше подчеркнет решающее место России на мировом нефтяном рынке.
Поэтому можно прямо сказать, что именно благодаря англичанам, в 19 и начале 20 века начали выкристаллизовываться зачатки большинства государств Персидского залива. Ближний Восток в 1914 г. После победы в Первой мировой Британии достались ближневосточные территории Османской империи.
И в начале 20 века она сотворила в Персидском заливе не самое лучшее полотно , а именно изготовила уродливый кадавр под названием «Ирак», абсолютно искусственное и убогое создание из трех бывших провинций Османской империи, куда англичане запихали шиитов, суннитов и курдов, сделав таким образом их общую жизнь невыносимой. А что бы не облегчать Ираку задачу, англичане оттяпали у него существенную часть прибрежной земли для эмирата Кувейт, тем самым они максимально сузили для Ирака доступ к побережью Залива, сделав страну чрезвычайно уязвимой - все правители независимого Ирака стремились расширить этот узкий выход к Заливу либо дипломатическими методами, либо военными как сделал Хусейн в 1990 году напав на Кувейт. Надо отметить что всеми территориями Персидского залива англичане управляли прямо скажем без огонька, в отличии от Индии, где они лезли в каждую дырку и держали огромную армию, здесь они довольствовались ролью советников при дворах палатках шейхов, предпочитая действовать посредством организации взаимных договоров, через дипломатические миссии и крайне редко они подгоняли к песчаным берегам крейсер дабы напомнить туземцам о мощи империи. Эта территория интересовала Англию очень мало, и они вкладывали в нее минимум необходимых усилий. К середине 50-х годов 20 века империя поняла, что она больше не способна тянуть бремя белого человека на Ближнем Востоке, и рано или поздно ей придется уйти из региона даже не смотря на его огромные богатства.
К этому моменту, на карте уверенно держались Оман, Саудовская Аравия , Ирак, разумеется никуда не делся Иран, был Кувейт, оформился Катар и островной Бахрейн, только будущие ОАЭ представляли из себя сплошную кляксу на карте, хотя очертания самых могучих эмиратов — Дубай и Абу-Даби отчетливо вырисовывались. Британские протектораты: Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн, Эмираты не хотели отпускать британцев, ибо им вовсе не улыбалось оставаться один на один с двумя старыми знакомыми хищниками: Ираном и Саудовской Аравией которые сытно щурились в преддверии ухода Британии, и с одним борзым новичком — Ираком, этот в виду своих нефтяных богатств и многочисленного относительно арабских соседей населения претендовал на роль лидера в Заливе. Вдобавок в подбрюшье Аравийского полуострова , Южный Йемен вопреки всем невзгодам строил коммунизм и вместе с СССР он ждал удобного момента дабы пойти и осчастливить остальные страны полуострова. Именно эта неуверенность в своих силах, свойственная молоды м государствам к тому же крошечным во многом определила их политику на десятилетия вперед: чаще всего они кроме Бахрейна, о нем сказано ниже выбирали маршрут, не совпадающий с местными центрами силы в виде Саудовской Аравии или Ирана, и стремились присоседиться к внешней супердержаве дабы обрести почву под ногами. Когда в 71 г.
Запылал Оман, там в глубине страны подняли восстание коммунисты, прямо верхом на верблюдах они устремились к светлому будущему. Иран едва дождавшись спуска британских флагов, тут же захапал три острова в Ормузском проливе. Ирак накачивался оружием как алкоголик водкой, и примерялся к Кувейту. Естественно никуда не делась Саудовская Аравия считавшая что она является родиной большинства аравийских племен, а значит почти все новообразованные государства, это по сути её младшие братья обязанность которых, слушаться старшего это мнение отчасти имело основание, например правящий клан Катара - аль-Тани происходит из племени Бану Тамим коренное место обитание которого Неджд — сердце Саудовской Аравии, а правители Бахрейна аль-Калифа и Кувейта ас- Сабах ведут свою родословную из конгломерата племен Аназа Anaza ,Anizah что характерно эти племена то же располагались на территории Аравии, и совсем неудивительно что лидеры ОАЭ — правители Дубая семья аль-Мактум и Абу-Даби клан аль-Нахайан происходили из конфедерации племен Бани Яс Bani Yas которая изначально обитала в Аравии. Трудно сказать что бы случилось с молодыми державами, сожрала бы их Саудовская Аравия или же часть из них стала марионетками монархии Ирана , или же республиканский Ирак смог бы укротить амбиции Саудовской Аравии и стать центром притяжения всех арабов Залива, но в 79 году история совершила загогулину : шаха Ирана свергли.
Приход к власти в Иране шиитского духовенства весьма агрессивно настроенного по отношению ко всем, кто не разделял идеи Великого Аятоллы Хомейни а их кроме шиитов-персов мало кто разделял , а затем агрессия Ирака , в виде восьмилетней бойни с Ираном , желавшего показать кто главный папа Залива, вынудили арабские страны Аравийского полуострова несколько присоседиться друг к другу и образовать союз получивший название ССАГПЗ Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Что неудивительно Ирак в Совет не включили поскольку, он еще до войны с Ираном очень много воображал, заявляя о себе как об истинной народной республике, выгодно отличающейся от арабских абсолютистских монархий Залива. Однако поведение стран Совета во время войны между Ираком и Ираном сразу же показало на сколько разные державы в нем состоят и как ненадежен и хрупок этот союз. Пока Кувейт и Саудовская Аравия как подорванные заливали Ирак деньгами дабы он поубивал как можно больше шиитов, Катар и Бахрейн дабы не огрести ракету делали вид что их здесь нет, ОАЭ тем временем во всю ремонтировали танкеры Ирана и Ирака, поврежденные в результате конфликта и не успевали считать прибыли, а Оман торговал с Ираном продовольствием при этом делая вид что он ничего про это не знает.
Он отметил, что все встречи с коллегой проходили на высоком уровне и подчеркивали намерения двух стран «развивать отношения по многим направлениям». Путин также поблагодарил премьер-министра за участие катарской делегации в Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2023.
Дополнительное усложнение формирующаяся структура безопасности региона получила за счет активизации незападных акторов: России, Турции, Китая и Индии в вопросах экономики. Все это время происходили поиски устойчивых механизмов безопасности для региона, одними из самых обсуждаемых стали предложения российской Концепции коллективной безопасности в Персидском заливе и иранской «Ормузской мирной инициативы». Дискуссия вокруг проблемы безопасности привела к тому, что в последние годы общественность стала свидетелем нескольких процессов, которые позволяют говорить о деэскалации напряженности и снижении региональной турбулентности. Внимание мировой общественности к региону добавилось и после успешного проведения ряда крупных международных мероприятий, последним из которых стал чемпионат мира по футболу 2022 года в Катаре, также оказавший влияние и на региональную политику. Так, например, во время церемонии открытия турнира эмир Катара выступил в качестве инициатора встречи президентов Турции Эрдогана и Египта Ас-Сиси, которые долгое время не имели контактов по причине поддержки турецким президентом идей политического ислама, а спустя некоторое время эмир Катара Тамим Аль Тани принял у себя главу ОАЭ Мухаммеда бин Зайеда, что стало первым визитом лидера Эмиратов в Катар с 2017 года, с момента начала дипломатического конфликта в регионе. Изменение роли США Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Вашингтон не только предоставлял практико-техническую защиту, но и стремился на идейном уровне определять, по какому вектору следует двигаться странам региона во внешней политике. На практике этот принцип чаще всего означал поиск врага внутри региона, от чего впоследствии отталкивалась внешнеполитическая модель поведения государств-союзников. В свое время такими странами-изгоями провозглашались Ирак, Ливия, Иран, Сирия. За время активного вмешательства Вашингтона в региональные проблемы стран Ближнего Востока у местных акторов накопилось много негласных претензий к США. Несмотря на заявленные изначально цели в виде установления демократии, которая должна была принести процветание и мир в регион, на деле Ближний Восток стал еще более дестабилизирован и хаотичен, чем до провозглашения концепции демократии на Ближнем Востоке в 2003-2004 годах2. В 2010-2011 годах внешнеполитическая стратегия США начала меняться. Новая концепция, получившая название «Поворот в Азию», в симбиозе с курсом на завершение миссий в Ираке и Афганистане, привела к меньшему участию США в ближневосточных проблемах3. После короткого эпизода возвращения США к активной фазе действий на Ближнем Востоке вместе с региональными акторами, вызванного угрозой расширения террористического «Исламского государства»4, Вашингтон уже под руководством нового Президента Дональда Трампа продолжил прагматично присутствовать в регионе. Поддержка Израиля, жесткая конфронтация с Ираном, продолжение сокращения военного контингента США в регионе - вот основные черты этого периода американской ближневосточной политики5. Приход демократической администрации и Д. Байдена к власти изначально не обещал ничего конструктивного в отношениях между монархиями Залива и США. Усложнялась ситуация негативным отношением Вашингтона к войне в Йемене и активизацией вопроса свобод и прав человека, что сразу било по всем монархиям Залива. С момента прихода Байдена на пост президента в январе 2021 года у США не было больших конструктивных инициатив для региона, а единственной страной, улучшившей свои отношения с Вашингтоном, стал Катар, который в начале 2022 года получил статус основного союзника США вне НАТО6. Текущая ситуация демонстрирует эволюцию роли США в регионе: от однополярно-доминирующего положения на Ближнем Востоке, с возможностью прямого влияния на позиции стран по важным для Вашингтона вопросам, до статуса первого среди важных региональных игроков, с которым страны региона иногда не соглашаются и вступают в заочный спор по чувствительным для себя темам. Тем не менее партнерство с Вашингтоном остается важнейшим для обеспечения безопасности арабских монархий Персидского залива, что автоматически не допустит падения влияния США в регионе ниже определенной границы. Да и сам Вашингтон в контексте влияния российской специальной военной операции на общемировые процессы осознал необходимость иметь стабильно доверительные отношения со странами Залива, что в последние месяцы выразилось в активизации дипломатической работы США в регионе предложение нового посла в ОАЭ8, одобрение администрации Байдена контрактов на продажу оружия в КСА и ОАЭ, несмотря на наличие значительного количества противников этого решения среди политического истеблишмента9. Целью этой работы является возвращение доверия и благожелательности стран Залива к США, которые Вашингтон планирует использовать для смены позиций стран региона по ряду чувствительных вопросов, среди которых корректировка цен на энергоносители, дополнительные поставки нефти и газа партнерам, присоединение к давлению на Россию. Формирование новых региональных центров силы Одновременно с изменением приоритетов США в отношении Ближнего Востока в регионе происходило становление новых региональных акторов. Руководство КСА, ОАЭ, Катара начало использовать значительные финансовые запасы в качестве инструмента влияния на политику внутри региона и за его пределами, что за короткий временной период вывело их в статус ключевых акторов ближневосточной политики. Переломным моментом стала «арабская весна», в рамках которой бенефициаром выступил Катар, а ОАЭ и КСА, осознав необходимость противостоять политическому исламу и революционным изменениям в регионе, стремились сбалансировать его политику10. С начала событий «арабской весны» прошло уже более десяти лет, в течение которых страны Залива неоднократно сталкивались между собой в квазиконфликтах Сирия, Ливия, Египет, Сомали , что привело державы региона к более реалистическому взгляду на внешнюю политику11. Фактически монархии Залива не только сформировали, но и осознали себя в качестве полноценных центров силы, способных самостоятельно принимать решения в области региональной безопасности. Показательны попытки изменения внешнеполитического вектора Катара через дипломатическое давление стран Залива, которые предпринимались в 2014 и 2017 годах. Обе стороны, участвовавшие в этих конфликтах, - союзники США. Тем не менее в обеих ситуациях страны региона самостоятельно разбирались в сложившихся противоречиях, Вашингтон демонстративно не вмешивался до последних стадий переговорного процесса12. Итогом этого дипломатического противостояния стало понимание руководством стран Залива, что некоторые черты внешнеполитического поведения Катара изменить не удастся. Также окончательно прояснилась позиция Вашингтона, что, в случае конфликта одного союзного государства с другим, активное вмешательство невозможно. Это положение привело к тому, что страны Залива начали во многом автономный процесс деэскалации ситуации в регионе с помощью возобновления дипломатических контактов. Активное участие в трансформации основ безопасности в Персидском заливе принимают и новые незападные акторы, которые одновременно воздействуют на более широкий Ближний Восток. К этим акторам можно отнести такие азиатские экономические гиганты, как Индия и Китай, вернувшуюся в активную фазу действий на Ближнем Востоке Россию, а также ближневосточные неарабские государства - Турцию и Израиль. В основе этих соглашений лежат обоюдные политические и экономические интересы, а самое главное - схожее восприятие региональных угроз. Для аравийских монархий Израиль - это важный партнер в случае потенциального регионального кризиса. В то же время для региональной безопасности заключение соглашений неоднозначно, поскольку может повлечь за собой усиление региональной напряженности, связанное с реакцией Тегерана на укрепление Тель-Авива в Персидском заливе.
Курсы валюты:
- Все новости
- Британия объявила вне закона сеть каналов Terrorgram
- Иранский министр иностранных дел завершил турне по Персидскому заливу «очень хорошими новостями»
- Публицистика
- Мир за неделю: Что хотят страны Персидского Залива от Центральной Азии?
Похожие новости
- Персидский Залив - актуальные и последние новости - Вестник Кавказа
- Получайте мгновенные уведомления о новостях прямо в свой мессенджер!
- Персидский залив — последние новости сегодня |
- Чем интересна Центральная Азия арабским нефтяным магнатам — итоги саммита