Географические координаты Салехард: 66.5333 градусов северной широты и 66.6333 градусов восточной долготы. Выборы депутатов Городской Думы города Салехарда проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в порядке, установленном федеральными законами и законами Ямало-Ненецкого автономного округа. Год основания: 1595 г. Салехард отмечает день города в 2-ю субботу сентября. Географическое положение. Географические координаты Салехарда: 66 градусов и 32 минуты северной широты, 66 градусов и 37 минут восточной долготы.
Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Салехард находится на Полуйской возвышенности, на стыке субарктической и умеренной климатических зон. Располагалась станцияв в 14 км к востоку от Салехарда. Географические координаты станции: 66,564 сш. Салехард находится в часовой зоне МСК+2. Географические координаты широты и долготы определяют положение аэропорта на земной поверхности. Координаты Салехарда: шестьдесят шесть целых пятьдесят три сотых северной широты, шестьдесят шесть целых шестьдесят две сотых восточной долготы.
Салехард - единственный город в мире, находящийся непосредственно на Полярном круге
Географические координаты Салехарда — 66°32′ северной широты и 66°36′ восточной долготы. Я с Александром Петриченко, тоже членом Русского Географического общества не поленились воспользоваться новыми технологиями, и точно определили, где проходит Полярный Круг в Салехарде. Имеющаяся информация: Географические координаты, Кол-во жителей, Высота/ур. Цены в Салехарде достаточно высокие, аренда 1-комнатной квартиры обойдется не менее 20 тысяч рублей за две недели, номер в гостинице встанет в 3 – 5 тысяч рублей в сутки. Географические координаты Салехарда, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия Координаты Салехарда в десятичных градусах Координаты Салехарда в градусах и. Подробная карта Салехарда с детализацией до дома: поиск по адресу + телефоны, отзывы, фото, часы работы фирм + удобный поиск проезда на авто и городском транспорте.
Салехард, Ямало-Ненецкий авт. окр., Россия
Точное время в Салехарде | Согласно официальным данным, город Салехард находится на координатах 66°32′58″ северной широты и 66°36′13″ восточной долготы. |
Салехард, город - административный центр ЯНАО | О том, что через Салехард проходит Северный Полярный круг, знают все жители города. |
Город Салехард: население, достопримечательности, климат, городские фотографии | Я с Александром Петриченко, тоже членом Русского Географического общества не поленились воспользоваться новыми технологиями, и точно определили, где проходит Полярный Круг в Салехарде. |
Салехард - Salekhard
В природно-этнографическом комплексе в Горнокнязевске есть все условия для интересного времяпровождения. При желании можно арендовать чум, пройтись с гидом по территории музея под открытым небом, примерить яркие национальные костюмы и сфотографироваться, ознакомиться с культурой народов Севера посредством мастер-классов и общения с ее представителями. Также можно продегустировать национальные блюда ханты и ненцев. Шемановского Музейно-выставочный комплекс имени Шемановского — это не только уникальное историко-культурное сокровище Салехарда, но и всего Ямала. Это старейший музей округа, основателем которого выступает глава православной миссии игумен Иринарх, в миру — Иван Семенович Шемановский. Точкой отсчета создания музея считается 1906 год. В фондах комплекса хранится более 240 тысяч экспонатов. Сотрудники музея всегда рады гостям комплекса, который работает со вторника по воскресенье. Здесь каждый найдет что посмотреть. Особую заинтересованность вызывает у посетителей этнический фонд.
Здесь собрали многовековую историю коренных народов Севера: чум, утварь, предметы обихода, идолы, национальная одежда, детские игрушки, древняя посуда, украшения и многое другое. Также МВК имени И. Шемановского гордится обширной коллекцией изделий косторезного искусства. Обдорский острог Солидные остроконечные частоколы, деревянная сторожевая башня, длинная лестница к реке Полуй. Это современный историко-культурный комплекс, повторяющий облик древней крепости. Объект возвели по древней технологии без применения гвоздей. Крепость четырехугольная, огорожена стоячим тыном с двумя смотровыми и двумя проезжими башнями. На территории есть часовня, художественная галерея, сцена для проведения культурно-массовых мероприятий. С левой стороны памятник «Отцам-основателям Обдорска», олицетворяющий казаков-первопроходцев земли Ямальской.
Рядом расположилась мраморная плита с именами революционеров, погибших во время крестьянского восстания 1921 года. Отсюда отчетливо видно, как Полуй впадает в Обь, а при ясной погоде видны величественные очертания Полярного Урала. Великолепное и запоминающееся зрелище. Его отреставрировали и перенесли сюда в 2001 году и поставили рядом с историческим зданием окружного комитета ВКП б по улице Республики. Бюст с более чем полувековым возрастом, открытие которого состоялось в декабре 1969 года, хорошо вписался рядом с архитектурным памятником города. Согласно архивным данным 19-летний Тихон Сенькин в 1905 году был сослан в Обдорск за призыв крестьян к восстаниям и погромам в родной Орловской губернии. Первое время он жил в холодном хлеву. Трудолюбивый парень пришелся по душе северянам. Он был хорошим печником и сапожником, это помогло ему быстро влиться в группу политических ссыльных.
Вскоре он смог перебраться в уездный город Березово. В 1918 году политическая ситуация в Обдорске обострилась. Большевики попросили помощи у березовских красногвардейцев. Отряд, возглавляемый Тихоном Сенькиным, прибыл весной. После стабилизации политической обстановки он провозгласил установление Советской власти. Тихон Сенькин со своим отрядом в 1921 году в селе Чемашах Кондинской волости попал в засаду и был жестоко убит. Усадьба купца Терентьева Этот объект краеведы нарекли душой Обдорска. В настоящее время это единственная на Ямале купеческая усадьба, уцелевшая на Крайнем Севере. Дом, построенный в 1898 году, является памятником деревянного зодчества.
Усадьба принадлежала Осипу Терентьеву — одному из самых состоятельных представителей купеческой гильдии Сибири. Он торговал мясом, пушниной и рыбой. В 1921 году Осипа Терентьева расстреляли большевики, а семью раскулачили и выселили. Дом был передан во владение советской власти. Сначала здесь находилась радиостанция, затем коммунальная квартира. В 2014 году власти решили отреставрировать дом и восстановить по сохранившимся чертежам того времени. В одной из стен под толстым слоем строительного материала обнаружили пять старинных икон из иконостаса. Историки предполагают, что таким образом их спасли от уничтожения во время ликвидации обдорских церквей. За древними воротами взору посетителей открывается совершенно другой мир — эпоха купечества и казачества.
Во дворе расположилось единственное уцелевшее строение того времени — амбар. В постройке хранятся сети и снасти для рыбной ловли, капканы для зверей и ловушки для птиц. Большой интерес у посетителей вызывает купеческий дом с настоящей русской печью. В ней пекут пироги, которыми угощают гостей. Мебель для усадьбы приобретали в антикварных магазинах Урала. В музее можно не только ознакомиться с бытом того времени, но и участвовать в мастер-классах по приготовлению различных блюд и сделать сувенир на память. Торговый дом купца Корнилова Объект культурного наследия «Торговый дом купца И. Корнилова, 1895 г. Дом входит в перечень памятников местного значения и представляет собой образец городского здания конца XIX века.
Владел постройкой купец первой гильдии, пароходовладелец и рыбопромышленник Иван Николаевич Корнилов. Именно он в конце 1880-х годов получил подряд на строительство в Обдорске первого каменного храма на Ямале во имя святых апостолов Петра и Павла. В те годы в волостной центр, коим был Обдорск, большинство товаров доставлялось в летний период на речных судах по реке Обь, поэтому для круглогодичной торговли нужно было привезти достаточное количество товаров и построить для них помещения. Кстати, летопись тех времен показывает, что число амбаров намного превышало число жилых домов, придавая Обдорску особый колорит. Первый же каменный торговый дом на центральной улице села построили в 1895 году работники тобольской торговой фирмы «И. Корнилов и наследники». Купеческая усадьба Корниловых состояла из главного дома, амбара на три отделения, трех кладовых, ледника, конюшни, пекарни. Кроме того, на речной пристани были построены лабазы и склады. В самом доме находились контора, склад пушнины, торговая лавка и квартира для доверенных лиц.
Двор был обнесен забором с высокими воротами на две калитки и въездными воротами по центру. В наше время дом находился в частной собственности, и эксперты забили тревогу по поводу его плачевного состояния. По сигналу Службы госохраны объектов культурного наследия сотрудники прокуратуры инициировали проверку. Выяснилось, что фасад здания покрылся трещинами, кирпичная кладка в оконных проемах обрушилась. Крыша находилась в аварийном состоянии. В ноябре 2022 года по иску прокуратуры суд изъял дом Корнилова из частной собственности и обязал местные власти привести его в порядок. Здание земской и инородческой управы Одноэтажное здание с 10 окнами занимает 26 метров вдоль улицы Республики, его ширина составляет 12 метров, высота дома — около 6 метров. Внутри объекта во всю длину тянется коридор, с двух сторон которого расположились помещения.
В 2003 году Илья Якушев подготовил новый проект, тогда памятник был демонтирован. Сотрудники геолого-геодезического надзора города Салехарда установили точную линию прохождения Полярного круга, после чего была установлена другая стела на новом правильном месте. Стела была сконструирована из стеклополимерного композита, способный противостоять низким северным температурам. Кроме того, материал отличается ударопрочностью, дабы памятник не пострадал от рук вандалов. Стела «66 параллель» представлена в виде двух пирамид высотой 20 и 22 метра, между ними проходит полукруг диаметром 24 метра. Весь памятник установлен на постаменте высотой 1,5 метра. Стела таит в себе символ, который делит город на 2 части Полярным кругом. Будучи исключительным и феноменальным географическим объектом, стела стала памятным знаком русской силы духа и упорства, ведь нигде больше в мире нет такого северного города, а тем более таких людей, которые живут и работают в условиях сильных холодов и морозов.
Уже в 2011 году после образования Салехардской епархии храм святых апостолов Петра и Павла стал кафедральным. В январе 2022 года при храме торжественно открыт духовно-просветительский центр. Помимо воскресной школы, которую посещает более 100 воспитанников, есть трапезная для детей и педагогов, библиотека, швейная мастерская, домовая церковь. В новом здании создана доступная среда для людей с инвалидностью. Питание и обучение предоставляются бесплатно. Кафедральный собор Преображения Господня Храм в честь Преображения Господня в столице Ямала — самый большой в регионе, он призван стать оплотом духовной жизни Салехарда и всего Ямала. Строительство началось в январе 2013 года. Сооружение возвели на вечной мерзлоте, оно стоит на 96 полутораметровых сваях, вбитых на глубину 32-36 метров. Высота от земли до верхнего креста составляет 63 метра. Кафедральный собор Преображения Господня. Все три здания соединены теплыми галереями. Сам храм из двух уровней рассчитан почти на 800 человек. Мечеть Городскую мечеть Салехарда называют первым мусульманским храмом на Ямале и самой северной мечетью России. Открыта в 2001 году. Местная община входит в Региональное духовное управление мусульман ЯНАО, которое в свою очередь подчиняется Центральному духовному управлению мусульман. В октябре 2022 года в честь празднования 20-летия образования мусульманской общины на Ямале Салехард посетил председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин. Тогда же стало известно о будущем строительстве новой мечети, на которое выделят бюджетные средства. Планы подтвердили ямальские власти. Вантовый мост — архитектурная фишка Салехарда Уникальная фишка Салехарда — «падающий» факел: вантовый мост через Шайтанку практически в центре города. Он расположен под наклоном 100 метров в высоту, последние 40 занимает ресторан, который стилистически оформлен как горящий «факел», символ газодобывающей отрасли. Предусмотрено два скоростных лифта. Наверху находится, пожалуй, лучшая смотровая площадка в городе, во время ветра создается ощущение, что немного «покачивает». Открыт в декабре 2004 года. Над проектом работали архитекторы Л. Петушков, А. Поляков, Е. Петушкова, О. Считается, что подобных конструкций в мире нет. В настоящее время ресторан «Панорама» не работает. Эти яркие, красивые изображения на фасадах домов очень понравились горожанам и популярны в соцсетях. Жители Салехарда любят делать селфи на фоне этих картин с национальным колоритом. В окружном центре располагается более десятка произведений художников из разных стран мира. Однако самым популярным остается белый мишка, который появился к 425-летию Салехарда. На сегодня это единственное в России произведение уличного искусства такого формата, где нашли свое отражение паттерны регионального туристического бренда. На одном из таких изображен скелет мамонта. Кроме того, у художников дошли руки до производственных объектов, благодаря чему в ямальской столице появилась огромная банка знаменитых консервов местного производства. Украшены длинные заборы на ул. Мира и вдоль дороги около аэропорта. Этнический колорит столицы Ямала Романтика Крайнего Севера привлекает ежегодно множество туристов. Особенно популярен на Ямале День оленевода. Олений край знаменит тем, что на каждого жителя приходится больше одного оленя, на 550 тысяч ямальцев — 700 тысяч оленей. В столицу Ямала съезжаются тундровики со всех районов округа. Оленеводы и чумработницы в ярких, красивых национальных одеждах привлекают взор посетителей праздника. На их наряды невозможно смотреть без восторга, руки сами тянутся сделать фото. Словно своей одеждой северные народы хотят украсить длительные полярные ночи. На Дне оленевода проходит много спортивных состязаний, в том числе по национальным видам спорта — это прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей. А еще проходят конкурсы на лучшую стружку строганины, лучший национальный наряд, самую красивую упряжку и так далее. Что можно попробовать в Салехарде В столице Ямала есть выбор гастрономической экзотики на любой вкус. Что касается национальных блюд северных народов, то лучше всего их попробовать в природно-этнографическом комплексе «Горнокнязевск». В чуме вас обязательно угостят строганиной, ухой, наваристым бульоном из оленины и северными ягодами. Коронным блюдом ненцев и ханты выступает строганина из сиговой рыбы, раньше делали стружки из муксуна, сейчас из щекура. Главное, чтобы куски были тонкими и скручивались в спиральку. Традиционно макают строганину в соль с перцем, но сейчас большое разнообразие соусов, кто-то предпочитает соевый, кому-то нравится кетчуп с майонезом, есть и любители макать в горчицу. В «Охоте» могут предложить шурпу и пельмени с олениной, уху из сиговых, шашлык, ростбиф и карпаччо из оленины. Что привезти из Салехарда В подарок своим близким и родным из Салехарда, конечно же, везут оленину и рыбу. Их в основном приобретают на крытом рынке «Дары Ямала» ул. Чубынина, 34 и в магазине «Сделано на Ямале», расположенном по улице Матросова, 15. В них большой ассортимент консервов, рыбы вяленой, соленой, малосольной, копченой, свежей и пресервов. Также колбасы из оленины разных сортов, тушенка, оленина копченая, вяленая, чипсы из мяса оленя, дикоросы — ассортимент большой на любой вкус. В Салехарде в аэропорту, в Доме ремесел ул. Чубынина, 24 , в фойе гостиниц можно приобрести сувениры из бисера, кожи, кости, меха, дерева и бересты. Украшения из уральских самоцветов, шкатулки, картины. Выбор огромный. Продаются очень красивые сумки из бисера с национальным орнаментом, кисы — меховая обувь из шкуры голени оленя с вышитым из бисера национальным орнаментом, меховые шапки и муфты. Очень красивые сувениры из кости — это фигурки людей и зверей, серьги, кольца, колье и бусы. Сувениры и украшения очень яркие, неповторимые, ручной работы и непременно с северным колоритом. Есть вещи на любой кошелек и вкус. Кстати, ямальская резьба по кости считается одной из лучших в мире. Сами продавцы отмечают, что большим спросом пользуются куклы в национальных нарядах. Они выполнены из меха и кожи. Интересные факты о Салехарде Солнце светит 1500 часов в год, снег лежит 210 дней, отопительный сезон длится более 280 дней. Полярный день, когда Солнце не опускается за горизонт, длится около 31 суток.
Во время земляных работ строители обнаружили в земле необычные предметы — обломки керамических сосудов с узорами. После экспертизы выяснилось, что это изделия древних мастеров. Возраст находок составлял 2000 лет, а на этом месте в начале эры находилось поселение. Городище назвали Усть-Полуй, поскольку его обнаружили недалеко от места, где река Полуй впадает в Обь. Летом 1935 года здесь начались масштабные раскопки. За один сезон учёные добыли из-под замёрзшего грунта 12 тысяч предметов — изделий из кости, рогов, дерева, бересты и металла. Среди них были элементы собачьей упряжи, фрагменты доспехов, ножи, наконечники стрел и даже инструменты для плавки бронзы. Однако на следующий год руководителя экспедиции Василия Адрианова арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Вскоре его осудили и в тот же день расстреляли. Раскопки остановили. Вторая экспедиция прибыла на городище в 1946 году, археологи изучали устройство поселения — земляные валы, рвы, жилища аборигенов. Тогда же обнаружили и древнее святилище с ритуальными предметами.
Салехард: как живет столица Ямала и единственный город на полярном круге
Главная святыня Невэ-хэхэ-мать идол находится на севере о. Вайгач в верховье р. Хэхэяха, между озерами Янгото и Хэхэто. Судя по данным В.
Иславина и А. Борисова самую высокую скалу с трещиной, напоминающей знак женского пола, ненцы называли «Невэ-хэгэ». В работе «Полуостров Ямал» Б.
Много времени и сил отдал изучению и описанию священных мест этнограф-исследователь В. Евладов, который организовал научную экспедицию совместно с Уральским Комитетом Севера в 1928-1929 гг. Им зафиксированы в основном все крупные культовые места ненцев.
Также ему удалось посетить и описать главную святыню ненцев Сэр Ири Белый Старик на о. С древнейших времен этот остров являлся своеобразными воротами на Ямал. В июле-августе 2000 г.
Цель ее состояла в исследовании, фиксации и сборе сведений о священных и обрядовых местах, описании историко-культурных памятников, священных и культовых мест, национальных захоронений паспортизация, учет, рекомендации по установлению границ охранных зон и создание карты священных мест. Собранные материалы обработаны, проанализированы и составлена карта священных мест. Многие указанные на карте точки обследованы автором лично.
Некоторые обозначения священных мест записаны со слов информаторов, проживающих на данной территории. Священное место Сэр Ири находится в глубине острова Белый, в 25-30 км от пролива Малыгина. Оно, видимо, уже давно не посещается и кажется запущенным.
В центре святилища расположена фигура высотой около 2-2,5 м. Вокруг валяются разных размеров бревна, возможно, это идолы. Время и погода сделали свое дело, некоторые из них разрушились под воздействием воды и ветра.
Фигура Сэр Ири сделана из круглого дерева, мастер старательно обработал лицевую часть, намечена шея и переход в плечевой пояс, намечены небольшого размера руки, видимо, на этом месте были сучья дерева, что облегчило мастеру задачу. Нам часто приходилось во время экспедиций по Ямалу видеть подобную фигуру в священных нартах ненцев. При этом фигура Сэр Ири всегда была одета в малицу, однако в описаниях исследователей и путешественников мы не находим упоминания о подобном атрибуте этого образа.
Хотя информаторы утверждают, что при жертвоприношении на Сэр Ири надевали шкуру жертвенного оленя хан ты Яптик Я. По рассказам информаторов, на священном месте Илебямпэртя о. Белый, мыс Малыгина, в 15-20 км от пролива проводились жертвоприношения белого медведя или белого оленя.
Шкурой жертвенного животного заворачивали центральную фигуру сядэя идола. При нашем обследовании этого священного места свежих жертвоприношений обнаружено не было, но вокруг валялись остатки сгнивших шкур и кожи. Много черепов белых медведей и оленей было разбросано вокруг жертвенника, а возле центральной фигуры сложена целая гора из черепов.
Жертвенное место Ямал хэхэ я — место поклонения и жертвоприношений семи родов, проживающих на полуострове Ямал. По информации оленеводов, сюда может прийти любой человек независимо от рода и племени. Семь родовых жертвенных мест расположены на большом расстоянии друг от друга.
Центральное священное место около 2,5 м в высоту и несколько метров в ширину. На всех жертвенниках обнаружены жертвоприношения. На каждом воткнуты разных размеров фигуры идолов, есть небольшие свежевырезанные сядэи, причем на их лицах видны следы оленьей крови, а также обнаружены священные шесты симсы , на них привязаны разного цвета лоскутки ткани.
Недалеко от жертвенников видны следы костра и обгоревшие поленья. Сюнай-Сале за небольшой речкой Харвута. Основу составляют пять лиственниц.
Под ними располагаются несколько сундуков ларцов. Всюду висят рога жертвенных оленей, ленточки разных цветов, много посуды. По легенде, которую рассказали жители поселка, на этом священном месте иногда появляется хозяйка и пугает людей, пришедших не для жертвоприношения, а для баловства.
Женщинам вообще запрещено здесь появляться. Священная нарта Харвута хэхэ хан расположена на высоком берегу реки Харвута. По-видимому, она стоит здесь уже давно, поскольку часть ее ушла под землю.
Нарта трехкопыльная, серо-зеленоватого оттенка, в некоторых местах заросла желтовато-белым мхом. На нарте стоит ларец, правая часть которого разломана. Вокруг валяются доски от ларца и кусочки бересты, возможно, раньше в нее были завернуты культовые предметы.
В нарте обнаружена культовая скульптура размером 50 см. Четко обработана лицевая часть, обозначена шея, книзу фигура становится узкой и проработана меньше. При обследовании священной нарты были обнаружены еще две культовые скульптуры: одна около 25 см, скорее всего мужская фигура разрушена временем и нет четких контуров , вторая около 30 см, более сложная по обработке, очень четко проработана лицевая часть, обозначены шея и плечевая часть.
Скорее всего, это женская фигура, поскольку очень подробно проработана нижняя часть тела: ноги, талия. Мастер не без интереса отнесся к проработке женских гениталий. Хэбидя то хэхэ я расположено в 15 км от пос.
Сюнай-Сале, на высоком берегу большого озера. Раньше это культовое место очень часто посещали оленеводы, перегонявшие стада оленей с Хэнской стороны на летние пастбища на Ямал. Но несколько лет тому назад это место было частично разрушено была снесена трактором большая лиственница, на которой висело много жертвенных черепов.
По рассказам информаторов, недалеко от сломанной лиственницы выросла маленькая, и ненцы стали приносить жертвы к этому месту. Здесь обнаружены следы жертвоприношений, черепа оленей, цветные лоскутки тканей. Очень скромное священное место, нет громоздких куч жертвенных черепов, как это бывает на Северном Ямале.
В ходе экспедиции были обнаружены новые, ранее неисследованные культовые места: Лимбя Нгудуй хэхэ я; Нярмэ хэхэ я; Сармик яра хэхэ я; Мунота ярам хэхэ я; Парне сале устье р. Турмаяха ; Сэротэтто седа р. Юрибей, Ямал ; Тирс седа верховье р.
Яхадыяха ; Варнгэ яха хэхэ я район Варнгэто ; Лабахэй то верховье р. По всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа разбросаны родовые ненецкие захоронения. Многие путешественники и исследователи описывали ненецкие погребения и способы захоронения [Завалишин, 1862; Зуев, 1947; Бахрушин, 1955; Грачева, 1971; Хомич, 1966, 1976, 1995; Сусой, 1994; Лехтисало, 1998].
Обычно это были сухие места и высокие холмы на берегу озер, рек. На Ямале нами были обнаружены захоронения различных форм. Это захоронения в калданке хой нгано , острые концы которой обработаны по размеру фигуры; захоронения в колоде, в удлиненных формах, напоминающих бочки для засолки рыбы; захоронения на нартах, в сооружениях, похожих на обломки кораблей больших лодок ; в сооружениях, похожих на священные нарты с ларцами , возможно, так хоронили шаманов в давние времена.
Северный полюс и земля Ялмал: Путевые записки. МВД, 1868. Житков стр.
Проверено 15 февраля 2012. Евладов В. В тундрах Я-мала.
Васильев В. Головнев А. История Ямала.
Тобольск; Яр-Сале: Этнографическое бюро, 1994. Дунин-Горкавич А. Тобольский Север.
По тундрам Ямала к Белому острову. Житков Б. Стасюлевича, 1913.
Курилович А. Лар Л. Шаманы и боги.
Миненко Н. Новосибирск: Наука, 1975. Вершинин, Г.
Екатеринбург: «Тезис», 2004. Вагаев, С. Анисимов, А.
Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.
Теория Фишера — Кастрена Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды предки современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов и юраков являются потомками самоедских племён Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. В 1919 году исследователь архангельского севера А. Жилинский резко высказался против этой теории.
Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а народы, проживающие на саянском нагорье, — земледельцы около 97. Ханты - не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако более точное самоназвание «ханты» от хантыйского «кантах» - человек, народ в советское время было закреплено в качестве официального. В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.
Обычно ханты - это люди невысокого роста, около 1,5-1,6 м, с прямыми черными или темно-каштановыми волосами, смуглой кожей, глаза темные. Тип лица можно охарактеризовать как монгольский, но с разрезом глаз правильной формы - немного плоское лицо, скулы заметно выдаются, губы толстоватые, но не полные. Культура народа, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.
Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство. Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму по тип землянки.
Ханты-оленеводы жили в чумах - переносное жилище, состоящее из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой летом или шкурами зимой. Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников.
Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу. Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник.
Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель. До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.
Название коми происходит от самоназвания народа - коми войтыр, что в переводе означает коми народ. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе. В результате постепенного расселения народ коми условно разделился на северный коми-ижемцы и южный сысольцы, прилузцы этносы. Коми в основном проживают на территории республики Коми, часть коми проживает в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе.
Язык коми коми язык, коми-зырянский язык относится к уральской языковой семье. В основу письменности коми положена кириллица. В северных районах Российской Федерации выходят телепередачи и печатные издания на коми-языке. Обычно зыряне имеют средний или чуть выше среднего рост около 165-170 см , правильное телосложение.
Невысокое, слегка уплощенное лицо обрамлено темными или черными волосами, переносье широкое, глаза серые или карие. Ближе к югу у коми встречаются голубые глаза и светлые волосы. Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой, знали скотоводство и земледелие, но до 18 века это были скорее подсобные отрасли. В 18 веке из-за увеличения добычи промысловых зверей произошло резкое сокращение их численности, с этого времени скотоводство, оленеводство и земледелие стали основными занятиями коми.
Коми жили в деревнях и селах, расположенных на берегу реки. Дома старались располагать вдоль реки в один ряд. Северные поселения располагались на значительных расстояниях друг от друга и состояли из нескольких домов. В южных поселениях могло жить до нескольких сотен человек, нередко такие поселения образовывались из-за слияния соседних деревень.
Жилищем служили срубные прямоугольные избы с высоким подклетом нижним этажом, чаще всего нежилым , крытые односкатной крышей. Во дворе находились хозяйственные постройки и двухэтажный хлев. Одежда южных коми по стилю и крою напоминала русскую одежду. Женщины носили рубахи, сарафаны, шубы; мужской гардероб состоял из рубахи, холщевых штанов, кафтана и шубы.
Отличие от русских костюмов заключалось в используемых цветах тканей и особенностях отделки. Северные коми нередко носили одежду, характерную для ненцев. По результатам последней переписи населения численность селькупов составляет всего около 1700 человек. Наибольшее число представителей народа проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на северо-западных территориях Красноярского края и в Томской области.
Официальное название народа - селькупы - утвердили только в 30-х годах 20 века, оно происходит от самоназвания северной этнографической группы и переводиться как лесной человек. Однако, это не единственное самоназвание народа, южные селькупы называли себя чумылкуп земляной человек , обские - сюсёкуп таежный человек. Селькупы относятся к уральской малой расе, это означает, что в их внешности присутствуют монголоидные и европеоидные черты. У селькупов темные прямые волосы, карие глаза, немного темноватая кожа, нос небольшой, сильно вогнут в переносице, лицо чаще всего плосковатое.
Селькупский язык относится у уральской языковой семье. У селькупов долгое время не существовало письменности, первая попытка создать письменность на основе кириллицы относиться к 19 веку, однако эта попытка не имела большого успеха так как русский алфавит не позволил корректно передать звучание языка. Вторая попытка состоялась в 30х годах 20 века, за основу приняли латиницу, издали большое количество учебной литературы на селькупском языке. Но всего через 7 лет, в 1930 году селькупскую письменность снова перенесли на кириллицу из-за чего началась большая путаница.
В настоящее время селькупский язык практически не используется в печатных источниках, основными сферами применения языка остаются народные промыслы, общение в семье, фольклор. Традиционными занятиями селькупов являются рыболовство и охота. Северные селькупы занимались оленеводством в основном в качестве вспомогательной отрасли транспорт, шкуры и. Южные селькупы умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, добились больших успехов кузнечном деле, выращивали зерно и табак.
Данные отрасли активно развивались вплоть до 17 века, когда были вытеснены более качественными привозными товарами. Например, здесь можно увидеть памятник… комару. Ветераном на крайнем Севере считается человек, который не только пережил полярную ночь, но и вытерпел ужасное испытание в виде комаров, которые здесь особенно злы. Ямало-Ненецкий автономный округ В списке достопримечательностей Ямало-Ненецкого автономного округа значится еще одна скульптура, посвященная животному: на въезде в Салехард установлен 10-метровый памятник мамонту.
В регионе часто обнаруживают останки этих вымерших животных. Здесь были найдены 9-тонные бивни, а спустя век ученые раскопали прекрасно сохранившегося мамонта, чей возраст приближается к 46 тысячам лет. По Ямалу протекает красивейшая река Юрибей, которая заканчивает свой путь, впадая в Карское море, а именно - в его Байдарацкую губу. Через Юрибей построен замысловатый четырехкилометровый мост на сваях - местная архитектурная достопримечательность.
В селе Новый Порт можно посетить самый крупный в России "природный холодильник" - комплекс ледяных подземных пещер. Длина туннелей превышает километр, за пещерами постоянно ухаживают, что позволяет им не терять холодного ледяного блеска даже летом. Ямало-Ненецкий округ славится своими природными зонами, в районе 13 заказников и два заповедника - Верхне-Тазовский и Гыданский. На территории первого преобладают таежные участки, а второй славится тундровыми "лунными" пейзажами.
Верхне-Тазовский заповедник является одним из самых больших природных парков в России, здесь водятся северный олень и уникальный кондо-сосьвинский бобер. На территории Гыданского заповедника расположены красивейшие полуострова Явай, Олений, Ровный, а также острова Карского моря. Здесь водится много "краснокнижных" рыб, зверей и птиц: осетр, белый медведь, орлан-белохвост, морж, нарвал, тюлень и многие другие. Из всех заказников края наибольший интерес представляет Куноватский парк, расположенный в Шурышкарском районе края в пойме Оби и Малой Оби.
Здесь водится невероятно редкий белый стерх - особый вид журавля, который занесен во все Красные книги мира. В заказнике можно наблюдать много других видов перелетных пернатых. Здесь были найдены детские игрушки из дерева, украшения из олова и меди, охотничьи лыжи и многое другое. Наиболее старые из сохранившихся построек окружного центра были возведены в конце XIX века.
К ним относятся, например, маленькие одноэтажные здания на улице Республики и музыкально-драматический театр. Ее украшает двуглавый орел , от башни есть спуск к реке Полуй. Считается, что на этом месте был заложен Салехард. Более двадцати лет в Надыме работает эколого-методический центр "Дом природы", где можно познакомиться с природой и экологией Ямало-Ненецкого округа, а также с этнографическим наследием коренных жителей региона - ненцев.
В Ноябрьске можно посетить первый в России Детский музей, в большинство экспонатов которого можно поиграть, а некоторые даже сделать самому. При музее открыт зимний сад и детская мастерская, откуда, помимо всего прочего, можно отправиться в виртуальное путешествие по выставкам мира.
Сумеречные ночи продолжаются 159 суток в году. Полярной ночи в городе нет. Город связан паромной переправой через Обь летний период и ледовой дорогой зимний период с железнодорожной станцией Лабытнанги. В городе есть речной порт пассажирское сообщение с Ханты-Мансийском, Омском и посёлками на берегах Обской губы и аэропорт. В 2021 году будет организовано круглогодичное автотранспортное сообщение города Салехарда с другими городами Российской Федерации в связи со строительством автомобильной дороги Надым-Салехард.
Кроме того, на речной пристани были построены лабазы и склады.
В самом доме находились контора, склад пушнины, торговая лавка и квартира для доверенных лиц. Двор был обнесен забором с высокими воротами на две калитки и въездными воротами по центру. В наше время дом находился в частной собственности, и эксперты забили тревогу по поводу его плачевного состояния. По сигналу Службы госохраны объектов культурного наследия сотрудники прокуратуры инициировали проверку. Выяснилось, что фасад здания покрылся трещинами, кирпичная кладка в оконных проемах обрушилась. Крыша находилась в аварийном состоянии. В ноябре 2022 года по иску прокуратуры суд изъял дом Корнилова из частной собственности и обязал местные власти привести его в порядок. Здание земской и инородческой управы Одноэтажное здание с 10 окнами занимает 26 метров вдоль улицы Республики, его ширина составляет 12 метров, высота дома — около 6 метров.
Внутри объекта во всю длину тянется коридор, с двух сторон которого расположились помещения. Сооружение возвели в 1901 году, и за это время оно претерпело существенные изменения в ходе капремонтов и преобразований. Несмотря ни на что, архитектурный памятник муниципального значения представляет историческую ценность для Салехарда. На сегодня это единственный типовой образец управленческого здания начала ХХ века. Объект построили для размещения двух туземных управ — самоедской и остяцкой ненецкой и хантыйской соответственно. Инородческие управы создали в первой половине XIX века после принятия в 1822 году «Устава об управлении инородцев», определившего основные принципы и систему управления нерусскими народами Сибири. До установления Советской власти инородческими управами руководили остяцкие князья Тайшины. Также здание знаменито тем, что с его крыльца 24 апреля 1918 года Тихон Сенькин провозгласил Советскую власть в Обдорске.
А еще в этом здании с 27 февраля по 4 марта 1932 года состоялся первый окружной съезд Советов на Ямале. На нем Обдорск переименовали в Салехард. Городской сад В Салехарде городской сад не только парк с деревьями, это единственное место в населенном пункте, где растут высокие деревья. Находится он в исторической части города. Величественные лиственницы и ели такой высоты нетипичны для северных широт. У горсада своя история, достойная внимания. Когда-то здесь располагалась большая яма для мусора, носившая название «Грязный лог». В годы советской власти в этой части города расположились структуры новой власти.
Комсомольцы решили облагородить территорию возле здания Всесоюзной компартии большевиков, расположенной по улице Республики, 7. Добровольцы засыпали Грязный лог и высадили саженцы лиственницы и ели. А в 2021 году здесь реализовали масштабный проект благоустройства города «Таинственный лес». Деревья горсада и малые архитектурные формы засветились разноцветными огнями. Отныне сказочный лес стал местом притяжения салехардцев. Строили его под именем «Дом Советов». В годы становления советской власти в этом сооружении много лет находился исполком окружного совета рабочих депутатов. Сегодня объект претерпел изменения, его обшили деревянными рейками, но основные знаки отличия постройки 30-х годов XX века сохранились.
Объект культурного наследия находится по улице Республики, 7. Это памятник архитектуры соцреализма с пространственным решением имеет Г-образную конфигурацию плана и особо выделенную скругленную угловую часть с арочным портиком главного входа с четырехколонной лоджией-трибуной на втором этаже. Помещения в здании благодаря большим размерам окон и их ленточному расположению максимально освещались естественным светом. При входе в здание расположено просторное фойе, в центре которого расположена широкая лестница, расходящаяся на два боковых марша. Внутри здание имеет коридорную планировку с двухсторонним расположением кабинетов. После проведения капитального ремонта в 2001-2003 годах внешний облик памятника изменился, в частности исказили пропорцию и архитектурные формы балкона-балюстрады, арочного портика, карниза и аттика. Несмотря на изменения, памятник местного значения, несомненно, представляет собой историко-культурную ценность с точки зрения общего восприятия советской застройки 1930-х годов. Храмы Салехарда Кафедральный собор во имя святых апостолов Петра и Павла В сентябре 1894 года в Обдорске в торжественной обстановке Тобольский епископ Агафангел освятил новый каменный храм.
Освящение престола в главном приделе состоялось 4 сентября 1894 года во имя святых апостолов Петра и Павла. Жители Обдорска в 1860-х годах решили построить второй храм. Тобольская Духовная консистория в 1869 году выдала книгу для сбора пожертвований на строительство нового храма. Все представленные на утверждение проекты были направлены на возведение церкви в деревянном исполнении. В сметах указывалось стоимость заготовки леса и его доставки в Обдорск. Купцы были против «деревянной церкви» и предлагали построить каменный храм, который долговечен. Архитектором выступил Готлиб Цинке — немецкий католик, который сумел построить каменную церковь на Крайнем Севере. В своих письмах он писал, что 15 лет назад семь русских зодчих начали возводить храм и забросили стройку, аргументировав невыполнимостью поставленной задачи.
И чтобы в этой отапливаемой церкви, даже при морозе в 50 градусов, температура достигала плюс 16-ти», — писал Готлиб Цинке. Он справился с поставленной задачей и построил православный храм в Арктике. Подряд на строительство в Обдорске первого каменного храма на Ямале во имя святых апостолов Петра и Павла, требовавший определенных инженерных знаний при возведении высотных зданий в условиях вечной мерзлоты, получил купец первой гильдии Иван Николаевич Корнилов. В 1894 году церковь освятил Тобольский епископ. Четверть века культовое сооружение прослужило православной общине. С установлением советской власти в здании разместились склад, овощехранилище и даже спортшкола. В 1990 году храм вернули прихожанам. На церемонию освящения приехал епископ Тюменской и Тобольской епархии.
Уже в 2011 году после образования Салехардской епархии храм святых апостолов Петра и Павла стал кафедральным. В январе 2022 года при храме торжественно открыт духовно-просветительский центр. Помимо воскресной школы, которую посещает более 100 воспитанников, есть трапезная для детей и педагогов, библиотека, швейная мастерская, домовая церковь. В новом здании создана доступная среда для людей с инвалидностью. Питание и обучение предоставляются бесплатно. Кафедральный собор Преображения Господня Храм в честь Преображения Господня в столице Ямала — самый большой в регионе, он призван стать оплотом духовной жизни Салехарда и всего Ямала. Строительство началось в январе 2013 года. Сооружение возвели на вечной мерзлоте, оно стоит на 96 полутораметровых сваях, вбитых на глубину 32-36 метров.
Высота от земли до верхнего креста составляет 63 метра. Кафедральный собор Преображения Господня. Все три здания соединены теплыми галереями. Сам храм из двух уровней рассчитан почти на 800 человек. Мечеть Городскую мечеть Салехарда называют первым мусульманским храмом на Ямале и самой северной мечетью России. Открыта в 2001 году. Местная община входит в Региональное духовное управление мусульман ЯНАО, которое в свою очередь подчиняется Центральному духовному управлению мусульман.
Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Салехард,Salehard (Ямало-Ненецкий автономный округ, Уральский федеральный округ, Россия/RU) | Географические координаты широты и долготы определяют положение аэропорта на земной поверхности. |
Как в «единственном городе на Полярном круге» обманывают гостей | салехард — Обдорск Словарь русских синонимов. салехард сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • обдорск. |
Салехард, Ямало-Ненецкий АО. Координаты: широта, долгота | Географические координаты Салехарда в десятичном формате, а также в градусах, минутах и секундах. |
Салехард, Ямало-Ненецкий авт. окр., Россия
единственный город в мире, находящийся непосредственно на Полярном круге (координаты: 66°32′ с. ш. 66°38′ в. д. Географические координаты Салехарда, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия Координаты Салехарда в десятичных градусах Координаты Салехарда в градусах и. Ямало-Ненецкий автономный округ, Салехард — на онлайн карте c фотографиями, панорамами и планированием маршрутов. Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ). Географические координаты в системе координат UTM: восток (easting): 393569.574711, север (northing): 7383267.905359, зона: 42, северное полушарие. Поделитесь и/или Сохраните. Координаты города Салехард: 66 градусов 32 минуты северной широты и 66 градусов 37 минут восточной долготы.