Подробная информация о применении НПД размещена на официальном сайте ФНС России в сервисе «Мой налог». По вопросам регистрации в качестве самозанятого можно обращаться по телефону единого Контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. И это число продолжает расти: ежедневно около 5,5 тыс. человек регистрируются в качестве самозанятых. Риски работы с самозанятыми с 1 марта 2024 года. С 01.03.2024 г. взаимодействие с самозанятыми может стать дополнительным основанием для проведения внеплановой трудовой проверки в отношении работодателя. Кто такие самозанятые? Суть самозанятости. Самозанятые граждане – это физические лица и индивидуальные предприниматели, которые единолично осуществляют свою профессиональную деятельность и получают доход в результате собственного труда. Самоза́нятость — трудовая деятельность работника, осуществляющего свою деятельность в сфере оказания услуг (или реализации товаров).
Самозанятые смогут работать в такси
- Самозанятые в 2024 году: как им стать, плюсы и минусы
- Все, что нужно знать о самозанятости
- Какие минусы у самозанятости
- Специальный налоговый режим для самозанятых граждан: Налог на профессиональный доход | ФНС России
- Что вы узнаете
Самозанятость: плюсы и минусы
В статье раскроем особенности работы самозанятым; расскажем, какие есть ограничения и штрафы для самозанятых; разберем плюсы и минусы самозанятости. Рассмотрим плюсы и минусы, критику налога на самозанятых, выгодно ли быть самозанятым и как работает режим. Что даёт статус самозанятого: преимущества и недостатки. Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн.
Статьи о банках и финансах
- 2. Аренда/прокат
- Для тех, кто ценит свое время
- Как рассчитывается налог
- Всё о самозанятых
Самозанятые граждане: плюсы и минусы работы на себя
Самоза́нятость — трудовая деятельность работника, осуществляющего свою деятельность в сфере оказания услуг (или реализации товаров). Что означает «самозанятые граждане». Это люди, которые самостоятельно находят заказчиков и лично оказывают для них услуги, выполняют работы. Самоза́нятость — трудовая деятельность работника, осуществляющего свою деятельность в сфере оказания услуг (или реализации товаров).
Для 42% самозанятых работа на себя является только подработкой
Кто такие самозанятые? «Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности. То есть для того, чтобы стать самозанятым, не нужно регистрироваться как ИП, при этом человек с ИП может платить налоги по режиму самозанятого. Людей, которые используют новый налоговый режим, называют самозанятыми, подразумевая, что это люди, которые ведут бизнес самостоятельно и не нанимают других людей.
Самозанятые граждане — кто такие?
На конец 2023 года число самозанятых превысило 9,3 млн человек, а совокупный доход составил около 3 трлн рублей. Самозанятость — это особый налоговый режим для людей, которые получают доходы от личной трудовой деятельности на территории России. Отличить профессиональный доход самозанятого от личного без тщательной налоговой проверки при отсутствии алгоритма квалификации получаемых человеком сумм нереально. 1. Что такое самозанятость 2. Кто может стать самозанятым 3. Плюсы и минусы самозанятости 4. Плюсы и минусы ИП 5. Разница между ИП и самозанятым 6. Может ли самозанятый быть ИП 7. Самозанятый и ИП: платежи и отчетность 8. Самозанятость. Ставка налога на профессиональный доход (НПД), который должны платить самозанятые — 4% с доходов, полученных от физических лиц, и 6% — от юридических лиц и ИП.
Кто такой самозанятый, как им стать и платить меньше налогов. Объясняем простыми словами
Подходит не для всех видов деятельности. Платить НПД можно далеко не со всех вариантов работы. Например, эта система не подходит для тех, кто перепродаёт товары или сотрудничает по агентскому договору. Как оформить самозанятость: инструкция по регистрации Для оформления не нужно ходить в налоговую или МФЦ. Всё можно сделать с компьютера или смартфона с подключённым интернетом. Зайти на сайт «Мой налог» или скачать мобильное приложение. Скриншот мобильного приложения из AppStore На сайте: после ознакомления с тем, что такое НПД, можно приступить непосредственно к регистрации 2.
Пройти регистрацию. Сайт потребует разрешения на обработку персональных данных и принятия правил использования. Нужно отметить все пункты галочками и кликнуть на «Согласен». Затем будет показано уведомление, что после ввода ИНН и создания уникального кода физлицо будет поставлено на учёт. Далее необходимо ввести ИНН и придумать уникальный пароль. После этого придётся ввести номер телефона — на него придёт смс с кодом, чтобы подтвердить регистрацию, — а затем добавить данные о себе: во вкладке «Настройки» нужно выбрать поле «Профиль» и указать вид деятельности, регион, электронную почту.
Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы. При работе с самозанятыми этой нагрузки нет, как нет и дополнительных отчётов. Главное правило, которого нужно придерживаться при работе с самозанятыми: нельзя использовать их в качестве наёмных работников. Налоговая это расценивает как некорректную оптимизацию издержек. Какие признаки указывают на то, что самозанятый по факту является наёмным работником Наличие в договоре рода деятельности, но не разового задания или конкретного объёма работ. Систематический характер работы, длительность контракта — год и более.
Чётко определённый размер заработной платы. Наличие графика или трудового распорядка, определённого работодателем. Наличие материальной ответственности. Наличие пропуска на территорию, отметки в журнале прихода-ухода сотрудников. Кадровая документация в отношении самозанятого, например об отпуске или командировке. Расчётные листы заработной платы.
Документы хозяйственной деятельности. Документы по охране труда. Кроме того, могут опросить свидетелей, которые подтвердят или опровергнут тот факт, что самозанятый по факту является работником, а не подрядчиком. Правила работы с самозанятыми 1. Проверка статуса. Самозанятый должен состоять на учёте.
Заключение договора с подрядчиком.
Кто может стать самозанятым? В упомянутом выше законе определен перечень условий, которые должны быть соблюдены для получения статуса самозанятого. Заключаются они в следующем: плательщиком НПД может быть только физическое лицо или индивидуальный предприниматель, отсутствие наемных работников или работодателя, размер дохода за год не должен превышать 2,4 млн рублей, если предприниматель ранее уплачивал налоги по другой системе, то для уплаты НПД нужно будет отказаться от прежнего режима налогообложения. Помимо приведенных выше пунктов также есть еще одно важное условие — деятельность лица, желающего получить статус самозанятого, не должна попадать в список, приведенный в п.
Особенности работы в статусе самозанятого Работа в качестве самозанятого лица имеет ряд особенностей: Налогоплательщики могут применять такой режим независимо от территории, на которой они ведут свою деятельность. Главное условие — это должен быть субъект РФ, включенный в данный эксперимент. Самозанятые лица могут работать с любыми контрагентами: другими гражданами, индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами. Налогом облагается профессиональный доход, полученный от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества. Физические лица, работающие на таком режиме, освобождаются от уплаты НДФЛ, а индивидуальные предприниматели от НДС за исключением отдельных случаев.
Самозанятым не нужно сдавать налоговую декларацию и посещать территориальное отделение ФНС. Весь процесс организуется в приложении «Мой налог». По НПД налоговым периодом признается один календарный месяц. При этом первым налоговым периодом считается промежуток времени, прошедший с момента постановки на учет до конца месяца, идущего после месяца, в котором гражданин зарегистрировался в качестве самозанятого. Самозанятым лицам предоставляется налоговый вычет в размере до 10 000 рублей исчисляется нарастающим итогом.
Об этом написано в п. Для чего может потребоваться получение статуса самозанятого? Можно назвать несколько весомых причин для перехода на специальный налоговый режим НПД. В первую очередь это возможность с минимальными потерями легализовать свой доход. Как известно, каждый человек, получающий финансовую выгоду на территории РФ, обязан уплачивать с нее налоги в бюджет.
Уклонение от данной обязанности влечет за собой существенные риски в виде: блокировки счетов банками, санкций со стороны налоговых органов.
Сумма рассчитывается автоматически — она появляется в приложении с 9-е по 12-е число следующего месяца. Как работает налоговый вычет Сумма налога может быть еще ниже, так как при регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рублей.
Эту сумму нельзя потратить, так как она предназначена для снижения налоговой ставки. Вычет выдается на неограниченный срок, но лишь один раз. Рассмотрим пример.
Дарья работает репетитором по вокалу. Самозанятость она оформила совсем недавно и получила налоговый вычет. В месяц Дарья провела 20 уроков по 2000 рублей каждый.
При этом в половине случаев клиентами были обычные граждане, а половину занятий она провела с корпоративными клиентами — сотрудниками фирмы. Дарья внесла данные в приложение, и за месяц налоговая выставила ей счет на 1 400 рублей. По сниженной ставке она будет платить налоги еще несколько месяцев — до тех пор, пока не израсходуются 10 000 рублей.
Главное — вовремя вносить доходы в программу «Мой налог» и формировать чеки о поступлении денег Какой лимит доходов у самозанятых Доход человека, оформившего самозанятость, не должен превышать 2,4 млн рублей за год. Если вы выйдете на больший доход, придется платить налог уже по другой системе налогообложения. А если доход снизится, то через год можно вновь перейти на НПД.
Как зарегистрировать самозанятость Стать самозанятым довольно просто — для этого даже не нужно идти налоговую: всё делается удаленно. Зарегистрироваться можно четырьмя способами: 1. На сайте ФНС.
В приложении «Мой налог». В личном кабинете крупных банков понадобится ИНН и паспортные данные. Популярные вопросы о самозанятости Как выдавать клиентам чеки?
Единственная форма отчетности для самозанятого — чеки. Государство обязует самозанятых отправлять клиенту чек за каждый платеж. Кассовый аппарат для этого не требуется.
Уведомление о том, сколько начислено НПД, приходит в личный кабинет или в приложение до 12-го числа следующего месяца. Заплатить необходимо не позднее 25-го числа — непосредственно через приложение или сформировав квитанцию и оплатив ее в банке. Также это можно сделать через «Госуслуги». Если доходов в каком-то месяце не было, ничего платить не нужно. Он действует следующим образом: при получении дохода от физических лиц сумма налога с каждого чека уменьшается на 1 процент, при поступлениях от юрлиц — на 2 процента. То есть на начальном этапе платить налоги придется по ставкам всего 3 процента и 4 процента соответственно. После того как сумма сэкономленных налогов составит 10 000 рублей, ставки станут стандартными — 4 процента и 6 процентов.
Все эти перерасчеты происходят автоматически. Фото: Shutterstock 37 процентов от уплаченного налога распределяются в Фонд обязательного медицинского страхования, остальное — в бюджет региона, в котором самозанятый встал на учет. Обязанности делать взносы в Пенсионный фонд РФ для самозанятых нет, поэтому данная деятельность не включается в пенсионный стаж, а доходы не влияют на размер пенсии. Но при желании взносы в ПФР можно делать добровольно. А вот взносы в Фонд социального страхования не предусмотрены совсем — самозанятым не положены ни больничные, ни декреты, ни оплачиваемые календарные отпуска.
Все о видах деятельности и налогах для самозанятых в России в 2024 году
ИП делает их обязательно, самозанятые — добровольно; отчетность. На разных режимах предприниматели сдают годовую или квартальную отчетность. Плательщики НПД ее не сдают вообще. Что лучше — самозанятость или ИП — нужно решать с учетом специфики бизнеса. Например, для стандартного интернет-магазина, который продает товары не собственного производства и имеет сотрудников в штате, режим НПД не подойдет. Однако в законе предусмотрена возможность оформления самозанятости для действующих предпринимателей, если они занимаются деятельностью, не запрещенной режимом.
Закрывать ИП при этом нет необходимости. Достаточно подать заявление нужного образца в налоговую. Но совмещать НПД с другими режимами не получится. Поэтому от прежней системы необходимо отказаться в течение месяца после подтверждения нового статуса. Плюс, стоит учитывать общие ограничения.
Как и физлицу, ИП на спецрежиме нельзя нанимать персонал и превышать планку относительно годовой прибыли. Как сменить сферу или расширить список услуг Самозанятый может указывать в сервисе «Мой налог» не одно, а сразу несколько направлений работы. В этом плане законодательство не предусматривает никаких ограничений. Понадобится только открытое приложение. Дальше нужно выполнить несколько простых действий: Найти раздел под названием «Прочее».
Открыть профиль. Просмотреть список доступных видов деятельности в появившемся окне.
Поддержка государства: сейчас деятельность самозанятых стимулируется, поэтому можно рассчитывать на помощь и даже льготы при получении кредитов. Впрочем, минусы у этой формы налогообложения тоже есть: Как мы уже описали выше, есть определенные ограничения на сферы деятельности. Даже занимаясь чем-то другим, расширять свою сферу работы так, чтобы она включала «запрещенные» направления, нельзя. Если доход превысит 2,4 млн.
Придется платить стандартный налог на оставшийся до конца года период. Нет автоматического начисления пенсионного стажа так как налоговые ставки не предполагают отчисления в ПФР. Можно делать отчисления самостоятельно, но на это придется тратить время, а перед этим разобраться в вопросе, чтобы все сделать правильно. Нельзя нанимать сотрудников, даже если бизнес расширяется. Отсутствие подрядчиков, подчиненных — одно из условий оформления самозанятости. Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция регистрации Для получения статуса самозанятого необходимо пройти регистрацию.
Оформить самозанятость онлайн очень легко. Есть три возможности: При помощи специального приложения «Мой налог». Его можно скачать в привычном каталоге приложений.
Скачайте, установите и откройте приложение. Укажите свой номер телефона — на него придет смс с кодом, который понадобится для подтверждения номера. Такая проверка защищает от регистрации в приложении без вашего ведома. Выберите регион. Укажите регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом регистрации по месту жительства. Отсканируйте паспорт.
Поднесите его к камере телефона в развернутом виде — программа распознает данные для заполнения заявления. Постарайтесь сделать так, чтобы на поверхности защитной пленки в паспорте не было световых бликов, а цифры и надписи хорошо считывались. Проверьте данные. Если данные заполнятся некорректно, отсканируйте паспорт заново или отредактируйте информацию вручную. Сделайте селфи. Фотографию нужно сделать на камеру телефона, с которого регистрируетесь. Произойдет сверка вашей фотографии с фото в паспорте. Подтвердите регистрацию. Ваше заявление для постановки на учет будет отправлено в налоговую. Регистрация займет от нескольких минут до шести дней — налоговая пришлет письмо на почту и подтвердит, что все прошло успешно.
После этого вы сможете начать работу в статусе самозанятого. Как принимать платежи от заказчиков и покупателей Самозанятый может работать с физлицами, ИП и компаниями. Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1. Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты. При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом. Самозанятый передает чек заказчику. Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце.
Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать. Оказали услугу — получили деньги — выдали чек. Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа».
Причём ткань и фурнитура обходятся в 350 рублей. Если она продаёт шопер физлицу, то платит со сделки налог в 20 рублей, если юрлицу — 30 рублей.
Если швея работает в основном с юрлицами, ей может быть выгоднее зарегистрировать ИП. Или нет, если партии у неё небольшие, потому что в уравнение ещё добавятся обязательные страховые взносы. Так что калькулятор в таких вопросах — лучший друг. Предпринимателям юрлица доверяют больше, чем самозанятым В блоке о преимуществах мы говорили о том, что компаниям выгоднее работать с самозанятыми, чем с физлицами-нелегалами. Но выбирая между ИП и самозанятым физлицом, они предпочитают предпринимателей. И вот почему. ИП легко найти в едином реестре и убедиться, что у него есть этот статус. Что человек самозанятый, на всём этапе сотрудничества проверить сложно.
Поэтому есть риск, что придёт злая налоговая, обнаружит, что физлицо не имеет никакого статуса, и задастся вопросом, почему за него не платили налоги и страховые взносы. Есть нюансы и с расчётами. ИП деньги приходят на расчётный счёт для бизнеса, самозанятому — на личный. И для компании-заказчика такие переводы могут облагаться банковской комиссией. Нельзя сотрудничать с бывшим работодателем Иногда компания расторгает трудовой договор с работником и начинает сотрудничать с ним как с самозанятым. Это выгодно ей: не нужно платить страховые взносы, а налог с дохода человек платит сам. Для сотрудника это не очень хороший вариант: его больше не защищает трудовой кодекс. Отношения с ним могут разорвать в любой момент, ему не положены отпуска и отпускные.
На больничные и пенсию тоже рассчитывать не стоит — страховые взносы же никто не платит. Но сейчас не об этом.