значение для мусульман и связь с радикализацией Будучи одним из самых приметных символов ислама, борода является традиционным и. «Укорачивайте усы и отпускайте бороду», в другом хадисе говорится «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. Но не все правоверные мусульмане носят только бороду без усов. Ношение усов не нарушает законы Аллаха, однако лишь в том случае, когда молодой человек ухаживает за растительностью на лице. Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман.
Турецкая борода
Борода — это сунна или ваджиб? | Атрибутом настоящего мусульманина является борода, усы могут оставаться, могут сбриваться, на его усмотрение. |
Стиль «Арабская борода», какую бороду носят мусульмане | Согласно исламу, если борода растет, значит, таков замысел Аллаха, и ее нужно носить. |
Что Означает Борода Без Усов у Мусульман | Вопросы безусая | ☪Время намаза | Шейх ад-Дасуки сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы». |
Борода без усов что значит у мусульман радикалы | «Отличайтесь от язычников: отпускайте бороды и укорачивайте усы» (Бухари). |
Популярное
- Ваххабиты: кто они такие и почему не носят трусов?
- Почему мусульмане носят бороду, а усы — нет
- Борода в исламе: что означает борода у мусульман
- Другие фетвы
Ваххабиты: кто они такие и почему не носят трусов?
Не будьте похожи [17] на огнепоклонников! Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака [19]. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится! Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака» [21].
Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: «О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей» [22] см. Коран, 7:31. Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим исправным ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах Бог, Господь не любит непристойность, неприличие, неряшливость» [23].
Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое. Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности ваджиб и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна [24]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием.
Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды макрух тахриман. Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого макрух танзихан [25]. К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро особенно по внешнему виду сформироваться [26] , а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем.
А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего. Ношение бороды — это сунна путь и пример к подражанию последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза так как находится на лице атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.
Родился и жил в Кордовском халифате, в мусульманской Андалусии. Его отец также был известным мусульманским ученым. Он сказал: «Внимательное отношение к волосам важно, независимо от того, на голове ли они, борода ли это или усы, под мышками или на лобке, — это внешние атрибуты чистоты. А внутренняя чистота еще важнее. Обязательным является устранение всего того, что относится к проблемам души, к злу и грехам». Запреты тахрим ее не касаются».
То есть верующему мужчине самому решать, нужна ему борода или нет. Считается одним из величайших ученых-богословов своего времени, с 35 лет был шариатским судьей. Позже стал верховным шариатским судьей. Он сказал: «Макрух нежелательно [27] брить бороду, стричь ее и придавать ей красивый вид. А вот стричь ее по длине и ширине можно, если станет очень большой. Замечу, что нежелательно прославляться кичиться как большой бородой, так и короткой» [28].
Юсуф аль-Кардави. Наш современник. Родился в 1926 году в Египте. Получил богословское образование в международном университете аль-Азхар. Автор многочисленных трудов по мусульманскому богословию, в которых проводит параллели с современной жизнью, ее реалиями. Вложил многие десятилетия собственной жизни в развитие мусульманского богословия как в арабском мире, так и на международном уровне.
Человек широкого кругозора в жизненной теории и практике. Многие десятилетия международного опыта. Является президентом Международного союза мусульманских ученых. Считается одним из самых влиятельных богословов, живущих сейчас. Отвечая на вопрос относительно допустимости сбривания бороды, после подробного изложения мнений основных мазхабов и авторитетных ученых прошлого, среди мнений которых присутствует запрет тахрим , нежелательность кярахе и разрешенность ибахе , шейх Юсуф аль-Кардави пишет: «Наиболее вероятно, что самым оптимальным, близким к истине и справедливым является мнение о нежелательности кярахе , так как повелительная форма наклонения в хадисах по теме не указывает на обязательность вуджуб однозначно и без вариантов, даже если при этом в качестве причины упомянута непохожесть на безбожников. Это легко понять на примере окрашивания седины: пророк Мухаммад приказал именно в повелительной форме окрашивать ее, чтобы не быть похожими на иудеев и христиан.
Некоторые из сподвижников не стали красить бороды, и это четко указывает на отсутствие обязательности и наличие лишь желательности истихбаб. Да, достоверно известно, что никто из сподвижников не сбривал бороду, но можно легко предположить, что по тем временам необходимости такой не было, это было привычным образом жизни местный обычай, а не религия » [29]. Родился в 1952 году. Выпускник университета аль-Азхар, там же в последующем защитил кандидатскую и докторскую.
Маттис выступил с обращением ко всем войскам в зонах боевых действий: «Настало время для Вооружённых Сил принять факты, а факты таковы, что бороды спасают жизнь. В свете этой информации мы будем требовать, чтобы все мужчины носили, по крайней мере, один дюйм волос на лице всё время». Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона мужского гормона у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах синдрома хронической усталости. Для тех же, у кого борода плохо растёт, индустрия красоты разработала специальную линию средств, направленную на стимулирование её роста.
Носить или не носить щетину — решать вам, но, как мы видим, польза её велика и очевидна. Борода в Исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым. Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе — это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего. Окрашивание бороды Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.
Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях. Борода в исламе: сунна или фарз Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман. Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны — рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху. Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.
Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души. А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов. Нормы шариата: борода как символ истинной веры Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды.
Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям. В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь.
Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха , чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера. С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом — отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода.
Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению. Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода — это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание — явно не по душе пророку Мухаммаду мир ему и благословение Аллаха. Поэтому отказ от соблюдения данной сунны — это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха.
И Аллах знает лучше. А что касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать. И избранное мнение — оставлять бороду так, как она растет, и не укорачивать ее вообще». Ученые перечислили десять нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны. Первое — окрашивание бороды в черный цвет, кроме целей джихада. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил красить бороду в черный цвет, сказав, что это «краска людей Ада». Передают от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ахир замане время перед концом Света будут люди, красящие бороду в черный цвет, подобно брюху голубей, и они не почувствуют даже запаха Рая». Второе — окрашивание в желтый цвет, ради уподобления праведникам, а не Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. С правильным же намерением это допускается, так как Пророк сказал: «Желтый цвет — цвет мусульманина, а красить в красный — это цвет верующих». Сахабы и ученые красили волосы хной для получения красного цвета и кутумом и халуком — для получения желтого цвета. Третье — обеление бороды серой или чем-то еще, так что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения либо внушая людям, что он шейх. Четвертое — выщипывание или бритье [волос] при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть. Пятое — выщипывание седины. Шестое — подстригание бороды с целью придать ей форму, в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей. Седьмое — увеличение либо уменьшение [количества волос], например, удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритье бакенбард вместе с бритьем головы, выщипывание эспаньолки по бокам и другое. Восьмое — расчесывать ее на виду у всех, приукрашивая себя. Девятое — оставлять бороду растрепанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде. Десятое — смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами. Одиннадцатое — связывать ее либо плести косы.
Ответы на вопросы наших читателей
Таким образом, у правоверных вопрос о бороде ныне носит острый характер, особенно между старшими и молодыми поколениями. Ситуация усугубляется и тем, что такая растительность стала ассоциироваться с радикализмом и экстремизмом, поскольку большинство воюющих на Востоке отращивают длинную растительность. Вполне возможным компромиссом в складывающейся ситуации может стать опрятная бородка средних размеров. Читайте также: Модные подростковые прически для девушек Справедливости ради следует отметить, что сбривать волосяной покров на лице — это значит, изменять облик, дарованный человеку Аллахом в результате рождения. И вполне логично, что этот дарованный облик следует неукоснительно принять как божественный дар, проявляя о нём заботу и уход. Отсюда следует, что ношение ухоженной и опрятной бороды — лучшее доказательство трепетного отношения к дару. Вообще, аспектам гигиены правоверные придают большое значение. Считается, что стремление к чистоплотности отличает мусульманина от неверующего. В отдельных хадисах чётко прописывается частота умывания в сутки, порядок ухода за волосами.
Например: «Десять вещей относим к фитре: стрижка усов, ношение бороды, использование сивака, промывание носа водой, стрижка ногтей, мытьё суставов пальцев, выщипывание волос в подмышках, бритьё в паху и подмывание». К основным правилам гигиены мусульмане относят: ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они вырастают до плеч; возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть; возможность подведения глаз с помощью сурьмы сегодня практически не исполняется ; обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука. Какой она должна быть? Хадисы подчёркивают необходимость регулярного подстригания волос для поддержания их по длине, ширине и в опрятном состоянии. При этом ношение бороды без усов допустимо — решение этого вопроса в большинстве течений отдается правоверным. Главными аспектами являются чистота, ухоженность и опрятность. Оптимальной длиной бороды считается размер сжатого кулака. Хотя в отдельных исламских учениях бороду отпускают до её естественного роста.
Окрашивать бороду мусульманам разрешено самим Мухаммадом, который рекомендовал приверженцам производить процедуры окрашивания, подбирая оттенки красного и желтого. Вероятно, что такие рекомендации необходимы для создания явного отличия исламистов от иудеев и христиан. Применение при покраске черного оттенка запрещено. Этот оттенок используют приверженцы джихада. Примечательно, что есть немало стран, где ислам доминирует, но правоверным разрешено бытовать в социуме без бороды.
Аш-Шафии в своей книге "Аль-Умм" указал на то, что сбривание бороды является харамом.
Имам Малик сказал в "Ат-Тамхиде": "Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины". Чем отличается безграмотный сектант от человека, владеющего определенным знанием в религиозных вопросах?! В первую очередь слепым фанатизмом к каждому слову этих лжеученых. Раз эти так называемые «великие ученые» ничего толком не поняли, а их последователи тем более. Сегодня многие безграмотные сектанты оценивают религиозность и уровень имана других по длине бороды и штанишек, одет ли он в непонятно какую одежду - балахон. Разве это правильный подход?!
Например, посмотрите на портреты Маркса и Энгельса — любой сектант позавидует их бороде. Но мусульмане ли они?! О том, что значение бороды никакой большой роли не играет, доказывает другой сахих хадис о пророке Исе мир ему , который носил красивые и длинные волосы — если бы важно было ношение бороды, об этом точно было бы сказано. Да и в христианских иконах Иса мир ему был бы с бородой: Сообщается, что Ибн Умар сказал: «Однажды Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, Аллах не является кривым, что же касается Антихриста, то он крив на правый глаз, и этот глаз похож на выпуклую виноградину. А когда прошлой ночью я спал у Каабы, то увидел во сне смуглого человека, который по виду являлся лучшим среди смуглых людей, волосы же его достигали лопаток. У него были ухоженные волосы, с которых капала вода, и он совершал обход Каабы, положив руки на плечи двух человек.
Я спросил: «Кто это? А потом позади него я увидел кривого на правый глаз человека с курчавыми волосами, который напоминал собой Ибн Катана. Он также обходил Каабу, но его руки лежали на плечах одного человека. Теперь хочу растоптать лживые сказки о женоподобных мужчинах Есть несколько хадисов, где говорится о женеподобных мужчинах. Но эти хадисы никакого отношения к бороде не имеют, так как уровня знания этим сектантам не хватило, чтобы отличить их по содержанию — во все времена существовали транссексуалы, гомосексуалисты, лесбиянки, бисексуалы, садо-мазохисты и т. Если в хадисе говорится о женеподобных мужчинах, значит имеется в виду «пассивный» мужчина с гомосексуальными наклонностями или «манерный» транссексуал, изображающий своим поведением и внешним видом женщину.
В древние времена таких женоподобных транссексуалов не принимали за мужчин, поэтому они общались только с женщинами и никто на это внимание не обращал: Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам, и сказал: «Изгоняйте их из ваших домов! Сообщается, что Умм Салама сказала: « Однажды Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха , который зашёл ко мне в то время, когда у меня находился один «женоподобный мужчина», услышал, как тот сказал Абдуллаху бин Абу Умаййе: «О Абдуллах, если завтра Аллах поможет вам взять Таиф, ты должен взять в жены дочь Гайляна, ибо, поистине, эта девушка столь красива и полна, что, когда она поварачивается к тебе лицом , видны четыре складки на ее теле, когда же поварачивается спиной, то видны восемь складок ». И после этого Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Такие никогда не должны приходить к вам» Бухари.
Отвечая на вопрос, каково положение хукм бороды в Исламе, он, процитировав хадис «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» [30] , говорит: «Относительно того, на что указывает данное повеление, ученые-богословы имеют два основных мнения: — указывает на «вуджуб» обязательность.
Об этом говорит большинство ученых прошлого; — указывает на «надб» желательность. Об этом сказали ученые шафиитского мазхаба. Сбривание бороды бритье щетины они отнесли к «макрух» нежелательному ». На что именно? На то, что сбривание бороды в те времена считалось постыдным и позорным, человека могли за это упрекнуть, указать на него пальцем и посмеяться над ним [31].
А в том случае, когда выведение хукма богословского положения связано с местной традицией местным обычаем, привычным для места и времени положением дел , обязательность в случае отсутствия такого обычая и положения дел в иной местности или иное время канонически переходит в желательность. Борода — это один из обычаев традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде. Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды костюмов, шляп мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники.
Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии , никто абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение. Поистине, хукм каноническое положение бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: 1 большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее [32] не совершает греха. Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина.
И только Аллаху Богу, Господу известно все» [33]. Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов — издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания. На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует.
Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной. Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным. Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время щетина.
Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы. Некоторые ученые отнесли эти хадисы к тому, что обязательно к исполнению ваджиб с желательностью ухаживания за бородой, включая ее стрижку, дабы не была длиннее размера кулака. Но другие мусульманские ученые посчитали, что повелительная форма глагола, присутствующая в хадисах по теме, несет смысл не обязательности, а желательности надб. По мнению последних отпускание бороды — это сунна, то есть человек получает Божье воздаяние саваб за то, что реализует это, и если он бреется, то наказан за это в Судный День не будет. Мусульманину уместно следовать тому мнению, которое наиболее подходит обществу, в котором он живет, положительно воспринимается окружающими его людьми.
Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра [35] по данной теме пишет: «Есть желательное мандуб , и оно делится на категории: 1 обязательная сунна сунна муаккяда , например, молитва Витр; 2 необязательная сунна санна гайру муаккяда , как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3 и есть то, что люди относят к мандубу к канонически желательному , но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку да благословит его Творец и приветствует в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Несомненно, все это полезно и хорошо, и следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут [37] , высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия [38] , в окружении которых живет индивидум».
То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория одежда, питание, внешний вид не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет [39]. Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше» [40]. Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий конец XX — начала XXI века , когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно [41]. Современное саляфитское течение считает ношение бороды обязательным ваджиб , трактуя повелительную форму наклонения в хадисах буквально.
Такфириты и им подобные, находящиеся постоянно в состоянии «войны и построения халифата», считают бороду обязательным атрибутом мусульманина. Сбрить ее, как они заявляют, можно лишь в случае приказа на то местного амира предводителя. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практикование сунны. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [42]. Есть разные мнения по данному, не касающемуся напрямую религии вопросу.
Важна глубина и широта богословских знаний. Необходима гибкость сознания. Невежество и фанатизм неуместны. Борода помогает неуверенным в себе почувствовать уверенность. Она помогает молодому выглядеть более взросло.
А человеку в возрасте выглядеть более солидно и убедительно. Определенные формы и длины бороды дают возможность ассоциировать себя с той или иной группой людей, почувствовать общность с ними. Но она не указывает на величину опыта и познаний ее обладателя, не указывает на его порядочность или набожность. Как часто бывает в реальности, внешний вид обманчив. Если мужчина отпускает симпатичную бороду, намереваясь соблюсти сунну, тогда получает Божье воздаяние саваб.
Если не отпускает, то упрека или наказания в Судный День не заслуживает. Кому ближе по духу иные богословские мнения, то это их выбор и полное право.
Он призывал верующих не сбривать свою бороду и стричь усы, чтобы не быть схожими на «огнепоклонников». Опрятность является важным законом жизни для истинного мусульманина Духовное воспитание, как и практический жизненный уклад, в исламе имеет огромное значение. Тема личной гигиены буквально занимает лидирующую позицию, так как ее несоблюдение может оскорбить Пророка или Аллаха.
В некоторых изречениях упоминается, что в отличие от неверующих людей, правоверные мусульмане — чистоплотны и имеют аккуратный вид. В хасидах подробно расписано о том, сколько раз в день истинному мусульманину полагается мыть свое тело, состригать волосы на голове и ухаживать за бородой. Как следует ухаживать за усами и почему их принято сбривать в исламе В учении Пророка также можно найти определенные указания по уходу за усами.
Что значит борода в исламе?
Религиозные предписания в исламе оговаривают внешний вид и мужчин, и женщин. Что касается внешнего вида мужчин, много вопросов возникает о растительности на лице, а именно о бороде и усах. Является ли ношение бороды обязательным? Есть ли определенные установления относительно её длины?
Внешнее сходство приводит к внутреннему дружелюбию, любви и привязанности, точно так же, как внутренняя любовь приводит к внешнему уподоблению.
Так, внешнее сходство с неверующими становится причиной сходства с ними и в их нравах и в греховных делах, и более того, даже в самих убеждениях. Влияние этого невозможно измерить и определить, вследствие чего, деградация от уподобления им может быть незаметной, по причине чего очень сложно бывает затем очиститься от нее. А все что является причиной порчи фасад , то шариат сделал это запретным" См. Поистине, приветствием иудеев является знак пальцами, а приветствием христиан — знак ладонью» ат-Тирмизи 2695, Хадис достоверный.
Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал ему: «Что это? И посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А из нашей религии — это укорачивать усы и отпускать бороду» См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 25502.
Именно эти высказывания передавали мнения о тех или иных объектах, вещах.
Они обязательно были порядочными, богобоязненными, если их передавал человек, не считающийся таковым в обществе, то они переставали считаться основами. В хадисах упомянуты все сферы жизни мусульманина, поэтому о растительности здесь тоже сказано немало. Хадисы о бороде Хадисы о волосяном покрове содержали такие основы: важность личной гигиены каждого человека; правоверные должны были быть примером для подражания, потому должны стремиться к собственному аккуратному, опрятному внешнему виду; верующему предписывается удалять усы, сохранять щетину, обрамляющую подбородок это необходимо для отличия человека от многобожников, язычников ; определялись десять основ сохранения мусульманином естественного внешнего вида; важность ухода за полостью рта, подстригания шевелюры. Все эти основы подчеркивают важность данного аксессуара для правоверного человека.
Их соблюдение является для него неколебимой основой. Отношение к вопросу в русском исламе У отечественных последователей пророка разные мнения о данном вопросе: деятели из Карачаево-Черкесии считают, что ношение щетины — не просто право, а настоящая обязанность мужчин, им запрещается удаление волос с помощью лезвия на лице; республика Татарстан: здесь густую растительность относят к привилегии, нежели к простому праву или обязанности, лишь после заключения брака мужчины могут переставать использовать станок по назначению отращивать же длинные волосы положено только мужчинам, пересекшим шестидесятилетний рубеж ; столичные верующие имеют собственное мнение: для них несоблюдение гигиены на ежедневной основе принято считать невежеством такие мировоззрения были сформированы постоянно меняющейся разнообразной и динамичной столичной культурой. На просторах столицы длинные бороды носить не принято по той причине, что бородачи могут быть ошибочно приняты за террористов, их часто останавливают стражи правопорядка для проверки личности, что приносит множественные неудобства. По этой причине столичные жители предпочитают гладковыбритое лицо.
Борода в исламе: сунна или фарз Несмотря на доказанную важность ношения растительности на лице, эта тема активно обсуждается многими людьми. Это связано с тем, что записанные в хадисах мнения, составляют сунны. Суннами принято называть те рекомендации, что желательны, но не обязательны к исполнению.
В 2015 году густая борода стала самым модным мужским трендом. Для кого-то это мода, для кого-то — неотъемлемая часть веры. Кого-то она по-прежнему пугает и раздражает, кого-то привлекает и восхищает. Одни считают, что борода старит мужчину, другие думают, что её носят только мусульмане, у третьих она и вовсе толком не растёт… Если заглянуть в историю, то можно вспомнить интересные факты, которые все знали, но почему-то забыли. Издревле на Руси среди православных ношение бороды было обязательным, а её бритьё осуждалось церковью.
Искажение мужского облика считалось греховным делом, ведь в Библии сказано: «Да не бреете брад ваших» Левит, 19:27. В ХVI-ХVII веках бритое лицо называли «любодейным образом», потому что часто это свидетельствовало о гомосексуальных наклонностях такого человека. Честь мужчины была в его густой бороде. Однако позже царь Петр I приказал всем сбривать бороды, а те, кто не желали с ней расставаться, обязаны были платить существенный налог. В Новое время в России и Европе борода определяла социальный статус. Если обычная, непричёсанная борода — ты мужик. Если она окладистая, но в меру организованная — ты купец. Если откорректированная, подстриженная — ты дворянин.
В мусульманском обществе, к примеру по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчине ваджиб обязательно отращивать, по крайней мере, такую бороду, которая может поместиться в кулаке. По мазхабу имама Шафии, носить бороду — сунна желательно. Конечно же, сегодня наличие щетины или бороды не говорит о богобоязненности мужчины, поскольку определённая их часть носит её с намерением соблюдать моду, а не сунну. Однако в том или ином случае её польза очевидна. Борода — это то, что отличает мужчину от женщины, она является символом мужественности и зрелости, аккуратная ухоженная борода подчёркивает мужскую красоту. Многие исторические личности, как верующие, так и атеисты, носили бороду. Если для верующего человека борода — это следование примеру пророков, то для простого человека — это новый тренд в моде, дополнительный штрих к портрету. Она придаёт индивидуальность и отражает характер.
Борода — это символ брутальности, мужественности, зрелости. Чем гуще борода у мужчины, тем выше мужской гормон тестостерон и тем больше такой мужчина вызывает подсознательное уважение. Психологи утверждают, что мужчины начали растить бороды, чтобы реабилитироваться на фоне эмансипированных женщин. Если женщины смогли перенять у мужчин брюки, рубашки, короткие стрижки и даже галстуки, то бороду они позаимствовать не смогут, это исключительно мужская природная привилегия. Также отмечено: в обществах, где мужчины носят бороду, женщины стараются носить длинные юбки; чем женственнее девушка, тем более мужественный парень её привлекает. Хотя борода требует определенного ухода. Борода может стать некой маской мужественности, за которой можно скрыть чувствительный внутренний мир мужчины. Возможно, не зря популярность бороды приходится на годы кризисов.
Оставление бороды несёт пользу и здоровью. Исследования показали, что борода защищает кожу от ультрафиолетовых излучений, исходящих от солнца. Борода блокирует их на 95 процентов, что играет большую роль в предотвращении заболевания раком кожи. Кроме того, если человек страдает от симптомов аллергии или астмы, то борода срабатывает как фильтр и не даёт распространяться аллергенам. Бритьё же приводит к раздражению, прыщам, фолликулиту, инфекциям кожи через микротравмы. Сальные железы волос предохраняют кожу лица от сухости и раздражения, поддерживают её оптимальную влажность. Интересно исследование американских военных, которые ввели в оборот новое оружие — «тактическую бороду». Помимо защиты от обветривания и обморожения, борода придаёт свирепый вид, уверенность в себе, что помогает в ближнем бою.
Исследования Пентагона показывают: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности! Об этом говорится в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions: «Мы взяли 100 человек: 25 спецназовцев с бородами и 25 — без них, 25 человек из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований, и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане». Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород.
Борода в Исламе
Безусая борода у мусульман: значение и символика | Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. |
Почему мужчины-мусульмане сбривают усы, но не сбривают бороду | «Отличайтесь от язычников: отпускайте бороды и укорачивайте усы» (Бухари). |
Стиль «Арабская борода», какую бороду носят мусульмане
Безусая борода у мусульман может быть также символом ухода от материальных ценностей и преданности более высшим духовным принципам. Что означает борода у мусульман — сунна: обязательна или нет, зачем она нужна? Чаще всего отсутствие бороды у мужчины-мусульманина порицается, но не воспрещается. Большинство современных мусульман сбривают бороды, и это означает, что они подражают врагам своей религии и пренебрегают руководством своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Борода — это сунна или ваджиб?
Главная» НОВОСТИ» Общество» Почему мусульмане отпускают бороду во время войн. Борода без усов — это популярный мужской вариант beard-дизайна, но особенно часто такие бороды отращивают по религиозным соображениям. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Что означает борода без усов у мусульман.
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Священные волосы
- Сборник ответов на ваши вопросы
- Почему мусульмане носят бороду и не носят усы?
- Правила ношения бороды
- Значение бороды в религиях мира. Что означает борода в разных религиях
- Борода в исламе: что значит?
Почему чеченцы носят бороду без усов?
Например, мусульманам запрещено носить усы без бороды, так как это считается неприемлемым и противоречит исламским учениям. А вы замечали очень интересный факт: мужчины мусульмане в большинстве носят бороды, но при этом чаще всего сбривают усы. Борода в исламе – значимый культурно-религиозный символ Почему мусульмане носят бороду без усов Что, вообще, значит мусульманская борода и правила её ношения Какова степень обязательности в ношении бороды Регламентирует ли Коран её размеры. Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Главная» НОВОСТИ» Общество» Почему мусульмане отпускают бороду во время войн. Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, согласно законам шариата, решить эту проблему чрезвычайно просто.