Новости что такое вотчина кратко

* * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история.

Вотчина это простыми словами

Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

Вотчина (СИЭ, 1963)

Вотчина и ее социальная структура. Наследственное земельное держание на Руси называлось. Наследственное держание в древней Руси земельное держание. Вотчинники и помещики. Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения.

Феодальная деревня. Вотчина в средние века. Феодальная вотчина и Крестьянская деревня. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг летом.

Великий Устюг вотчина Деда Мороза территория. Великий Устюг резиденция. Вотчина феодализм. План схема вотчины в древней Руси. Вотчина вотчина надел.

Господский надел. Твоя вотчина. Вотчина синоним. Великий Устюг резиденция Деда Мороза. Великий Устюг вотчина Деда.

Вотчина Деда Мороза Великий. Великий Устюг резиденция Деда Мороза ворота. Княжеская вотчина на Руси. Сауна на вотчине Деда Мороза Великий Устюг. Постройки в вотчине.

Великий Устюг вотчина. Великий Устюг парк. Великий Устюг усадьба Деда Мороза тропа. Северное царство вотчина Деда Мороза. В чем отличие вотчины и поместья.

Феодальная вотчина господская земля по истории. Средневековая деревня феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Великий Устюг резиденция Деда. Вотчина Деда Мороза.

Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья , а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты , епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины.

Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т.

Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.

Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера.

Для XVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю.

Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.

Популярные материалы

  • Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
  • Арабский халифат и его распад
  • ВОТЧИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко | Новости и обзоры

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Что такое вотчина кратко
  • Что такое вотчина в истории России
  • Значение слова «вотчина»
  • Происхождение термина
  • ВОТЧИНА — это что? Что означает ВОТЧИНА?

что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко

Вотчина в Древней Руси это... Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ.
Вотчина - это что означало на Руси? :: Новости Новости.

Что такое вотчина кратко

Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право.

Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова. Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли. Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины. В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян. Заповедные лета 1581 , урочные лета 1597 и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось. Анахронизмом прежних времен, выглядели самостоятельность церкви и ее огромные изначально аллодиальные земельные владения. Правда на практике эти правители сумели лишь существенно ограничить источники роста монастырских земельных имений, запретив заклад частных вотчин в монастыри и завещание им земельных владений на помин души. Однако само это действо ярко демонстрировало право государя ограничивать как распоряжение вотчинников своими владениями, так и возможность государственного вмешательства в землевладение церкви. Борис Годунов лишил церковные земли налоговых льгот, а Алексей Михайлович в XVII веке уже контролировал доходы от монастырских земель через Монастырский приказ, и использовал часть их на государственные нужды. Русская церковь медленно, но верно превращалась из самостоятельного союзника власти в придаток вотчинного государства. Таким образом, система социальных отношений, построенная по принципу «государь — холопы», создала в Московской Руси менталитет, резко контрастирующий с менталитетом западноевропейцев XV-XVII веков. Его аксиомой было представление о России, как о личной вотчине ее монарха. Вплоть до Смуты начала XVII века в России не отделяли понятие «государства» от личности монарха, да и потом размежевание не отличалось четкостью.

Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином. Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.

Вотчина была важной составляющей феодальной системы, которая просуществовала в Европе веками. Вотчина была передаваема по наследству и служила одной из основных форм обмена и соперничества внутри феодального строя. Эта система была распространена до конца XVIII века, после чего она постепенно уступила место другим формам владения землей. Что такое вотчина: Феодал, обладающий вотчиной, называется вотчинным помещиком. Он получает вотчину от властелина как награду за свои услуги. В отличие от княжеских владений, вотчина передается по наследству внутри семьи. Это означает, что при смерти вотчинного помещика его земли и имущество переходят к наследникам, которые продолжают владеть их. Вотчина имела несколько особенностей, отличающих ее от других форм землевладения. Прежде всего, вотчинный помещик имел полный контроль над своей вотчиной и крестьянами, живущими на его землях. Он взимал с них плату в виде пододеяльников или единицы сельскохозяйственной продукции, а также мог владеть крестьянами как собственностью. В отличие от крестьянства, которое жило на территории вотчины, вотчинные помещики были обязаны воевать на защиту своего властелина.

Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения

Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри.

Что такое вотчина: история 6 класс кратко

Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья — землю с крестьянами. Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью — оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы. В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали.

Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же.

Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии.

Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк. В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8-10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком. Начиная с 11-12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14-15 веках в Западной Европе появились, а в 16-17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей в основном денежных. В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков натуральных или денежных ; в 14-15 веках здесь складывалась, а в 16-18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян Второе издание крепостничества. В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности.

Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность.

Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: амфибластула — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Так как дети получали от отцов не только земли в уезде, но и городские дворы, лавки и пр. Вместе с этим слово вотчина начинает применяться не только к землям, которые дошли от отца, но и к таким, которые приобретены путем купли, дарения, пожалования, если покупщику, одаренному и пожалованному, принадлежали те же права, какие были у вотчинника по отношению к вотчине. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Для обозначения же вотчин в первоначальном смысле стали говорить "родовые вотчины". Каким бы путем ни была приобретена вотчина, вотчинные права, за небольшими исключениями, всегда одинаковы. Вотчинникам принадлежало право распоряжения вотчинами. Они могли отчуждать их всякими способами, дарственно и возмездно, могли закладывать и пр. В XVII в. Из указов 1679 года узнаем, что вотчинники, имеющие детей, не только отказывали свои имения чужеродцем, но и при жизни своей дарили их посторонним людям.

Такое положение вещей вызывало жалобы со стороны детей и других родственников; эти жалобы и повели к первым ограничениям завещательных распоряжений и дарений. Но ограничения эти коснулись только родовых и выслуженных вотчин; купли же можно было и после указов 1679 года и дарить и завещать кому угодно, при наличности детей. Первое ограничение дарить вотчины и распоряжаться ими на случай смерти последовало в 1679 г. От этого года имеем доклад, сделанный государю, в котором говорится, что некоторые люди отдают свои выслуженные и родовые вотчины в чужие руки безденежно, а после их смерти дети их бьют челом, чтобы им те вотчины возвратить. Доклад оканчивается вопросом, как поступать в этом случае возвращать ли вотчины родственникам или нет? Этот доклад был сделан государю, потому что в Уложении не было никакого запрещения дарить вотчины. На доклад последовала такая резолюция: если подаренные имения уже справлены за теки, кому подарены, то их назад к детям не поворачивать, а оставить за приобретателями; но впредь дарения родовых и выслуженных вотчин не допускать, если у дарителей есть дети и внуки. Право дарения, следовательно, было ограничено для тех, у кого были нисходящие; если же были только боковые родственники, то дарить можно по-прежнему; у боковых родственников только право выкупа. В том же году состоялось и другое ограничение: было запрещено завещать родовые и выслуженные вотчины посторонним лицам не только помимо детей, но даже и помимо боковых родственников. Повод к запрещению дали такие же жалобы со стороны детей и боковых родственников.

Так как Уложение не ограничивало распоряжений на случай смерти, то и был сделан государю доклад, на который и последовала вышеприведенная резолюция. Право распоряжения купленными вотчинами осталось на прежнем основании, без всяких ограничений. Были и другие ограничения права распоряжения вотчинами, но более специального характера. Таково: 1 Запрещение отдавать свои вотчины "по душе". Несмотря на запрещения, последовавшие в XVI в. Жалованные грамоты на вотчины начала XVII века предоставляют даже пожалованным лицам право отдавать пожалованные вотчины по душе Составители Уложения нашли нужным подтвердить прежние запрещения. Служилым князьям воспрещалось продавать свои изстаринные вотчины помимо братьев и племянников и отдавать их в приданое за дочерьми и сестрами. В порядке законного наследования вотчины эти шли только наследникам мужеского пола, а в боковой линии не далее j-и степени родства. При отсутствии таких наследников вотчины шли в пользу государя. Таким образом, была принята целая совокупность мер к тому, чтобы изстаринные вотчины служилых князей перешли мало-по-малу в собственность московского государя.

Так, напр. Рядом с правом отчуждения вотчин стояло право их выкупа. Право выкупа Принадлежало боковым родственникам, за исключением тех, которые подписались свидетелями в акте продажи. Подпись на акте рассматривалась, как отказ от права выкупа. Нисходящие не имели права выкупа, как и сам продавец. Боковые родственники допускались к праву выкупа в том же порядке, в каком они допускались к наследованию. Судебник 1550 г. Под вотчинами, может быть, надо здесь разуметь родовые и выслуженные. По Уложению купли выкупу также не подлежат, а между тем, в жалованных грамотах писалось: "А буде продаст в чужой род жалованную вотчину, a кто их роду захочет ту вотчину выкупить, и им выкупать по прежнему уложению, как их родовые и купленные вотчины выкупают". Отсюда надо, кажется, заключить, что допускается и выкуп купель.

Вотчина в Древней Руси это…

В XVII в. Однако различия между вотчиной и поместьем постепенно размывались. Окончательно слияние вотчинного и поместного земленладения было юридически оформлено указом Петра I о единонаследии, изданным в 1714 г.

По указу 1556, со всяких 100 четвертей 50 десятин в одном поле земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был предоставить одного вооруженного всадника. Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее четвертого колена.

Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом 16 в. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора ; в 1551 запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 — отдавать «на помин души» в богатые обители; в 1580 родичам дано неограниченное право выкупа, «хотя кто далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей «на государя». Служба с поместий была точно регламентирована; нарушителям грозило отнятие части или всей вотчины; «запустошивших» свою вотчины было велено бить кнутом 1621.

Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы.

Вотчина отличалась от других видов земельной собственности тем, что ее владельцы в обязательном порядке должны были служить князю или властителю страны. Вотчину можно рассматривать как форму феодального владения, когда власть и богатство концентрировались в руках небольшого числа людей, в то время как остальное население было безземельным или арендаторами земли. Вотчина имела большое значение в средневековой Руси. Она была основой для формирования феодальных связей и иерархии в обществе. Владение вотчиной давало возможность не только обеспечить свое существование, но и играть важную роль в политической и социальной жизни страны. Со временем понятие «вотчина» изменилось. В 18-19 веках, с развитием крепостного права и усиления самодержавия, вотчина стала означать участок земли, который передавался по наследству вместе со всем имуществом, принадлежащим владельцу, и слугами. Однако, со временем понятие вотчины исчезло.

В результате реформ времен императора Александра II в 1861 году крепостничество было отменено, а земельную собственность стали оформлять в виде личной или общинной собственности. Таким образом, вотчина перестала быть актуальной и уже не существует в современной России. Вотчина в России в средние века Распределение вотчин в России осуществлялось на основе земельных наделов. Начиная с 11 века, князья и вельможи получали у государства часть земли в виде надела.

Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения

Что такое вотчина кратко Что такое вотчина? Как она управлялась?
Вотчина на Руси Вотчина — краткое описание и особенности. Что такое вотчина в Истории 6 класса. Вотчина — это земельная собственность в. в древней руси, родовое и наследственное земельное владение.
История24: Вотчина Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.
ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках.

Понятие вотчина

Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий