В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум. Три четверти россиян в целом удовлетворены качеством городской среды и фиксируют позитивные сдвиги в этой сфере.
Вести Чувашия
Характеристика системы «человек – социальная среда» | Студент-Сервис | Смотрите видео онлайн «Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения» на канале «Таинственные таланты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:18, длительностью 00:03:11, на видеохостинге RUTUBE. |
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения | / Социальная сфера. |
Что называют социальной средой для человека: определение, какие различия бывают | В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. |
Социальная среда и личность ребенка
В современности особой общностью является народ; Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории страна, город, посёлок ; Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»; Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны; Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку умственный или физический труд и по уровню образования среднее, высшее ; Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности; Демографическая составляющая.
Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление. Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов. Виды и уровни социальной адаптации В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм.
Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т. Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов: психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу , обучение в школе, колледже, институте и т.
Эти специфические человеческие свойства речь, сознание, трудовая деятельность и пр. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.
Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1 общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2 чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.
Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности олигофрения , морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Самосознание сопряжено с ощущением собственной исключительности, поддерживающейся континуумом его временных переживаний - любой человек,... Темперамент являет собой общебиологическую основу, на которой осуществляется формирование личности в... Поскольку сознание, речь и прочее не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида индивидом мы рождаемся и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Его строение. Тонкий Мир... Манас — самосознание или мыслитель Высший Разум. Буддхи — духовность, духовная...
Тело человека — это не человек, а только проводник его духа, футляр, в... Главное существование человека — ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не... Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Самосознание как «я — концепция» Одним из основных показателей личностного развития является развитие самосознания, которое можно определить как образ себя и отношение к себе.
В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований посвящённой проблеме Самосознания. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отечественной психологии как Б. Ананьев, , А. Леонтьев, С. В зарубежной литературе также имеется множество исследований Самосознания. Этой проблематикой занимались Джеймс, Роджерс.
В зарубежной литературе Самосознание понимается как «Я-концепция»- результат процесса самопознания и самоотношения, то есть совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в качествеве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношния Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма — принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс называет органическим оценочным процессом, так как источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма, у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего чуждого природе человека фактора давления. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы.
Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль. Существуют также понятия социальных норм и санкций, где: нормы — свод правил, условий существования данной системы, следуя которым, индивид социализируется; санкции поощрения и наказания — это последствия действий индивида с учетом установленных правил. Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры. Классовый характер социальной среды Социальная перцепция — что это такое в психологии Классовый характер — это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т. Суть в том, что каждый класс имеет свои слои, подразделения, для которых характерны определенные психологические черты. Социальные классы можно расшифровать, как группы людей, объединенных общим признаком, выполняющих свои роли, но имеющих сходства в привычках, мировоззрении, поведении.
В качестве примера можно привести различия в образе жизни и поведении городских и деревенских жителей. Их схожая деятельность производственная, умственная, политическая протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу. Примечательно, что по общему поведению отдельно взятого человека можно выявить его корни. Что понимается под микросредой и макросредой Социология подразумевает совокупность разных условий существования, среди которых выделяют экономические, социальные, духовные, политические и др.
Еще термины по предмету «Организационное развитие»
- Что такое Социальная среда простыми словами
- АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
- Социальная среда. Часть 1
- Что такое социальная среда общества: определение и влияние на личность
- Социальная среда – что это?
- Что это такое?
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми. На форуме «Сильные идеи для нового времени» директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко презентовал программу по созданию дружелюбной среды в образовательных и медицинских учреждениях. Социальная среда – это условия, в которых происходят социальные процессы и взаимодействия людей друг с другом. Социальная среда – это совокупность всех социальных условий, в которых функционирует индивид или группа людей.
Что такое Социальная среда простыми словами
Среда обитания никогда не ограничивалась лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Жители города находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями шумы, огни и т. Все эти воздействия требуют от человека образования непрерывных и постоянных реакций. Человек, безусловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражителями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций. Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой занимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности; другие — быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т.
Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно. Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, усвоив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной стороны, внушаемость, толерантность, конформность как формы подчинительного поведения, а с другой — умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность. Этот перечень можно продолжить. Можно говорить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адаптация — это лишь начальный этап, связанный с приспособлением.
Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособлен, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением. И то и другое заставляет его думать и действовать, творить в самом широком смысле этого слова. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и созданные ими продукты. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Поведение конкретного индивида связно прежде всего с принадлежностью к определенной нации, поэтому в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, то есть схематизаций и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер в определяемую им манеру поведения. Например, немцы — пунктуальны и последовательны, французы — общительны и влюбчивы.
Поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим — немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего и т. Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах. Поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь.
По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и информационные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Анны Кустовой, интернет-пространство сегодня формирует специфическую социальную среду, предоставляющую широкие возможности для социального взаимодействия, получения актуальной информации, развлечения, образования, деловой активности. При этом отсутствуют системные исследования влияния современного интернет-пространства на формирование мировоззрения, ценностей, установок, лежащих в основе регуляции социального поведения. Наибольшее распространение получили исследования, носящие констатирующий характер.
Социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям. Спорт и физическое воспитание.
Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения. Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, можно делать прогнозы о процветании населения страны.
Население, особенно его наиболее уязвимые группы, не в состоянии самостоятельно справиться с вызовами современности, и роль социальной работы в качестве платформы, удерживающей отдельных индивидов и социальные группы, от проваливания в океан эксклюзии — объективна и признана.
Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности. В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов. Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях.
Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом. Ольга Бородкина, д. В начале своего существования социологи-основатели хотели понять как можно переустроить мир, а сегодня социология отказалась от такой повестки и занимается только социальной диагностикой.
А социальная работа занимается именно этим, т.
Социальная среда: характеристики, элементы, влияние
Социальная среда общества – это совокупность различных социальных, экономических, культурных и политических факторов, которые окружают нас каждый день. Социальная среда – очень важный фактор, влияющий на наше развитие, образ жизни и достижения. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду.
Социальная среда — что это в психологии
Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим. Известно, что социальная среда может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на нашу жизнь. Социальная среда включает в себя разнообразные социальные группы, которые определяются общими интересами, ценностями или принадлежностью к определенной области деятельности. «Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. Социальная среда оказывает сильное воздействие на человека, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей.
Среда социальная
Создавать условия: главные события социальной сферы 2019 года События, выделенные в этой рубрике как наиболее важные, в основе своей являются условиями для изменений и развития. Для изменения нас самих, нашего отношения к тем, кто рядом, к месту, где мы живем, для развития потенциала человека, его ответственного отношения к происходящему вокруг. Кристина Проснякова: «Я поняла, что границ нет» 8 декабря в Нижнем Новгороде прошла церемония вручения первой премии в области добровольчества «Городской волонтер 2019», приуроченная к Международному дню добровольцев, который отмечается 5 декабря. Лучшие волонтеры Нижнего Новгорода были награждены в 13 номинациях.
И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался так как именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.
Соцсети охотно идут на поводу ваших текущих интересов и представляют вам то, чем чего вы хотите.
И если ваши интересы неосознанные, то и социальная среда будет формироваться неосознанно. Соответственно, больше вероятность, что среда будет цементировать ваше текущее состояние, и вы не будете развиваться или будете расти намного медленнее, чем могли бы. Есть ли идеальная социальная среда? Важно осознать влияние социальной среды на человека, команду и сообщество.
Из социальной среды приходят мемы информация , которая формирует неудовлетворенности, желания и идеи. Без этого понимания невозможно устойчивая работа по практике формирования социальной среды. Кроме того, должна быть личная или командная на уровне сообщества пока не работаем неудовлетворенность текущей социальной средой. Эти неудовлетворенности необходимо четко описать, тогда можно говорить об осознании влияния социальной среды на человека или команду, и тогда можно говорить, что практика формирования социальной среды будет поставлена!
Среда вокруг меняется очень быстро и нельзя говорить и том, что идеал — это что-то конкретное. Важно двигаться от достигнутого, не получится начинать жизнь проект с чистого листа. Поэтому важнее процесс, а соответственно стратегирование, в процессе которого необходимо учитывать наличие продуктивной социальной среды для достижения намеченного. Социальная среда — это контекст для саморазвития и для реализации проектов, поэтому социальную среду необходимо создавать в каждом проекте, а не только в личных целях.
В рабочих проектах необходимо создавать социальную среду для членов команды и для команды в целом, в том числе задействуя экзокортекс в том числе коллективный. Для каждого человека или для каждого проекта рабочего или личного социальная среда будет разной. Социальную среду можно классифицировать по каналам, то есть по источникам получения информации. Классификация каналов можно быть любой, но мы даем пример.
В номинации «Волонтер без границ», присуждаемой за продвижение волонтерской деятельности за пределами Нижегородской области, победила Кристина Проснякова. Александр Прудник: «Нижний Новгород может стать лидером фестивального движения» Культурные и развлекательные акции под открытым небом стали неотъемлемой частью современной общественной жизни. С некоторым запозданием эта форма сначала прижилась, а затем стала активно развиваться и в России, и, в том числе, в Нижнем Новгороде.
Вместе с социологом Александром Прудником мы попытались проанализировать и понять этот социальный феномен.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии — совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей. Общество не властно над природой Описание и характеристики Социальная дезадаптация в психологии Социальная среда включает в себя взаимодействие индивидов, групп, культур. Это совокупность социальных, духовных, политических и экономических условий существования. Она состоит из так называемого социума — окружения человека синоним — общество.
Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль. Существуют также понятия социальных норм и санкций, где: нормы — свод правил, условий существования данной системы, следуя которым, индивид социализируется; санкции поощрения и наказания — это последствия действий индивида с учетом установленных правил. Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества.
Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры. Классовый характер социальной среды Социальная перцепция — что это такое в психологии Классовый характер — это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т.
Все эти факторы взаимодействуют и влияют на социальную среду, формируя ее и определяя возможности и ограничения для людей.
Понимание этих факторов помогает нам лучше понять, как социальная среда влияет на нашу жизнь и как мы можем влиять на нее. Роль социальной среды в формировании личности Социальная среда играет важную роль в формировании личности каждого человека. Она включает в себя все социальные, культурные и экономические условия, в которых мы живем и взаимодействуем с другими людьми. Социализация Социальная среда является основным фактором социализации — процесса, в результате которого мы усваиваем нормы, ценности и общепринятые правила поведения в обществе.
Она формирует наши представления о том, что считается правильным и неправильным, приемлемым и неприемлемым. Воспитание и образование Социальная среда влияет на наше воспитание и образование. Семья, школа, религиозные и культурные институты — все они являются частью социальной среды, которая формирует наши ценности, знания и навыки. Они определяют, как мы видим мир, как мы взаимодействуем с другими людьми и как мы строим свою жизнь.
Ролевые ожидания Социальная среда также определяет ролевые ожидания, которые накладываются на нас обществом. Она говорит нам, как мы должны вести себя в определенных ситуациях, какие роли мы должны играть в обществе. Например, мужчины и женщины имеют разные роли и ожидания в обществе, и это влияет на их поведение и самоопределение. Социальные связи и взаимодействие Социальная среда также определяет наши социальные связи и взаимодействие с другими людьми.
Она влияет на то, с кем мы общаемся, какие группы мы принадлежим, какие ценности и интересы мы разделяем. Эти социальные связи и взаимодействие формируют нашу идентичность и определяют нашу роль в обществе. Влияние на выборы и возможности Социальная среда также влияет на наши выборы и возможности в жизни. Она может создавать преграды или предоставлять нам ресурсы и поддержку для достижения наших целей.
Например, доступ к образованию, работе, здравоохранению и другим ресурсам может быть ограничен в зависимости от социальной среды, в которой мы живем. В целом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности. Она определяет наши ценности, нормы и роли, влияет на наше воспитание и образование, формирует наши социальные связи и взаимодействие, а также влияет на наши выборы и возможности в жизни. Понимание этой роли помогает нам лучше понять себя и других людей, а также влиять на социальную среду в целом.
Взаимодействие между социальной средой и индивидом Взаимодействие между социальной средой и индивидом является важным аспектом социологии. Социальная среда включает в себя все социальные факторы, которые окружают нас, такие как семья, школа, работа, друзья, соседи и т. Она оказывает сильное влияние на наше поведение, мышление и развитие. Социальная среда формирует наши ценности, нормы и роли.
Например, в семье мы усваиваем основные ценности и нормы поведения, которые влияют на наше восприятие мира и наше поведение в обществе. Школа также играет важную роль в формировании нашей личности, она учит нас социальным нормам, развивает наши навыки и способности, и помогает нам адаптироваться к обществу.
Лурия, Б. Зейгарник и многие другие. В настоящее время определились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют специальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Однако в целом отношение общества к детям, имеющим отклонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два фактора: демографический и сам дефект.
Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жители небольших деревень. Деревенские жители чаще проявляют к ним бескорыстность и альтруизм. Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается умственная отсталость, далее в имеющейся литературе указывается слепота, на третьем месте — глухота, на четвертом — нарушения опорно-двигательного аппарата, на пятом — речевые нарушения. Результаты исследования, проведенного под нашим руководством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 процентов школьников заявили о невозможности дружить с умственно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой — 72 процента, с плохо владеющим речью — 78 процентов, с глухим — 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются.
Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными сверстниками на первое место поставили дефект умственной отсталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 классов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрицательной оценке выступают те качества дефективного сверстника, которые больше всего мешают общению и установлению тех или иных межличностных взаимодействий. Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жалости и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.
Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. Критической точкой в жизни аномального ребенка, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни.
Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Адаптация детей и подростков в социальной среде Понятие «адаптация» от лат. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов.
Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления саморегуляция, подчинение высших интересов низшим и другие. В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: 1 гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2 гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий; 3 прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами.
Как социальная среда определяет нашу личность и коммуникационные навыки? Социальная среда общества является одним из основных факторов, которые влияют на формирование нашей личности и коммуникационных навыков. С самого детства мы находимся в окружении различных людей и групп, которые непосредственно влияют на наш мироощущение и поведение.
Кроме того, социальная среда формирует наши убеждения, взгляды и ценности. В зависимости от среды, в которой мы росли и живем, наши ценности могут отличаться от ценностей людей, которые находятся в другой социальной среде. Коммуникационные навыки также формируются под влиянием социальной среды. Каждая группа людей имеет свой уникальный язык и культуру общения. Например, в некоторых культурах считается невежливым обращаться к кому-то по имени, и вместо этого используются обращения типа «мистер» или «миссис». Кроме того, социальная среда влияет на нашу способность к адаптации и принятию изменений. Люди, проживающие в высокотехнологичных городах, вероятнее будут более толерантны к новым технологиям и быстрым изменениям в социальном окружении, в то время как люди, живущие в более традиционных средах, могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям. Таким образом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности и коммуникационных навыков. Понимание этого факта поможет нам лучше понимать и взаимодействовать с людьми, которые различаются по своим культурным и социальным характеристикам.
Изменения социальной среды в современном мире и их влияние на общество Сегодня социальная среда общества находится в постоянном изменении. Одним из основных факторов, влияющих на это, является развитие технологий. Оно привело к глобализации мирового рынка и повышению мобильности людей. Сегодня люди могут легко путешествовать по миру, работать удаленно и учиться онлайн, что открывает им новые возможности и перспективы. Однако глобализация также приводит к увеличению разрыва между бедными и богатыми странами и углублению социальных неравенств внутри каждой из них. Это ведет к росту миграционных потоков и увеличению антиглобалистических настроений. Кроме того, в современном мире наблюдается ускоренный рост населения, и этот фактор также оказывает серьезное влияние на социальную среду общества. Увеличение числа людей на планете приводит к нехватке ресурсов и возникновению экологических проблем.
Социальная адаптация
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях | Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. |
Социальная среда — большая энциклопедия. Что такое Социальная среда | Социальная среда – это комплекс социальных условий, в которых происходят взаимодействия людей. |
Новости. Социальная сфера
это совокупность отношений и взаимодействий между людьми внутри конкретного общества или группы. Большая перемена Новости социальной сферы. Социальная среда характеризуется совокупностью материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми. Социальная среда – это не что иное, как определенное образование конкретных общественных отношений, находящихся на определенном этапе собственного развития.
Глава1.Социальная среда
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда общества – это совокупность различных социальных, экономических, культурных и политических факторов, которые окружают нас каждый день. В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Большая перемена Новости социальной сферы. Социальная среда – это социальный мир, который окружает конкретного индивида.