Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении. контрактников к акциям протеста в Тавушской. «На границе между Азербайджаном и Арменией экспертные группы стран приступили к процессу уточнения координат на основании геодезических измерений на местности», – говорится в сообщении МВД Армении. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт.
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
Соглашение о переходе Карабахского ханства было достигнуто в 1805 году — Кюрекчайский договор. А в 1813-м закреплено Гюлистанским мирным договором между Российской империей и Персией. В 1822 году бывшее ханство было преобразовано в Карабахскую провинцию. С 1840 года территория региона входили в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года — в Шемаханскую губернию в 1859 году переименована в Бакинскую , с 1868 года — в Елизаветпольскую губернию. Статус территории после Октябрьской революции 1917 года был неопределенным. Тем не менее уже спустя день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, такое решение объяснили "необходимостью национального мира между мусульманами и армянами". С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. Тем не менее Армения поднимала вопрос о передаче территории ей. С февраля того же года Азербайджан и Армения стали оспаривать принадлежность территории. Тогда началось вооруженное противостояние между Азербайджаном и Арменией. Во время столкновений 1992—1994 годов Азербайджан потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими к нему районами.
Так, обострение было зафиксировано в 2014-м и 2015-м. Эскалация конфликта в 2016 году В ночь на 2 апреля 2016 года на линии соприкосновения произошли столкновения между военными Азербайджана, Армении и Карабаха. Стороны конфликта обвиняли друг друга в нарушении перемирия.
Азербайджан сообщил, что армянские силы обстреляли азербайджанские позиции и населенные пункты, объявил о контрнаступлении и произвел частичную мобилизацию. Армения заявила, что Азербайджан напал на непризнанную республику. В Армении и непризнанном Карабахе объявлены военное положение и всеобщая мобилизация, призваны военнослужащие запаса до 55 лет. Футбольный чемпионат приостановлен. Военное руководство Азербайджана заявило об убийстве более 550 военнослужащих Армении во время боев. Минобороны Армении заявило о потерях 200 азербайджанских военнослужащих.
Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск.
Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях.
Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами.
В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность.
В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение.
Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха.
Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет.
Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии.
Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах.
Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах.
Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка.
Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий.
Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам.
На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3.
Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения.
Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха.
На границе Армении c Азербайджаном начались массовые протесты
Армянский премьер Никол Пашинян в интервью американскому изданию Politico заявил, что миротворческий контингент России «провалил» свою миссию в Нагорном Карабахе. Казалось бы, для зоны армянско-азербайджанского конфликта обстрелы и стычки у границы уже давно превратились в почти повседневность, в которой одна сторона обвиняет другую провокациях, а та отвечает тем же. В соцсетях уже грустно иронизируют — потребует ли Азербайджан у Армении столицу, назвав её "старой азербайджанской деревней Ереван", а также поедут ли находящиеся в РФ армяне и азербайджанцы на "войну 3.0" — или останутся "играть в нарды, курить кальяны. Армянский блокпост на дороге, ведущей в Нагорный Карабах Фото: REUTERS. Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. подробнее рассказывает о новом витке напряженности в азербайджано-армянском конфликте. Азербайджанская сторона выдвинула ультиматум, согласно которому из Карабаха должны быть выведены все находящиеся там армянские части и ликвидированы все структуры власти НКР.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
- «Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
- Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
- АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
- Сатановский дал рецепт прекратить безобразие
- «Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
В итоге премьер-министр Армении Никол Пашинян признал регион частью Азербайджана. С другой — чтобы попытаться в случае, если конфликт начнется и приобретет опять военную форму, обвинить Россию, что она не помогает своему партнеру по ОДКБ. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт У Армении и Азербайджана еще остались споры, считает эксперт. Есть определенные реваншистские круги в армянском обществе, которые считают, что у Армении есть свой потенциал, чтобы противостоять Азербайджану. Они надеются, что при помощи Запада, в частности Франции, им удастся взять реванш», — отметил собеседник агентства. По его словам, Запад пользуется сложившейся ситуацией и пытается возобновить боевые действия. Была вначале попытка спровоцировать армяно-азербайджанскую войну — не получилось. Азербайджан оказался на голову сильнее.
Ишхам Татуян: «Они пришли к нам, чтобы посмотреть дома и написали: вот этот подходит этому человеку, этот — этому человеку. Четыре месяца, поменялись». Жаля Гурбанлы, заведующая книжным отделом библиотеки: «Я дом на дом поменяла, потому что уже нельзя было оставаться после Сумгаита, шума-гама такого. Мы должны были уехать». Переезжая, участники обмена брали все, что можно было увезти, но при условии, что ни у кого не будет бытовых проблем на новом месте, пообещали друг другу ухаживать за кладбищами. Как и обещали азербайджанские старейшины, дом Ишхама Татуяна стоит до сих пор. Держат слово за своих отцов и те, кто тогда переезжал в Армению еще ребенком.
Никогда армяне и азербайджанцы не смогут жить вместе. Эта война длится уже более 100 лет. Рафик имя изменено , азербайджанец Москва Я считаю, что Армения капитулировала перед Азербайджаном, а Нагорный Карабах всегда был азербайджанским. Я не удивился, когда Баку начал «антитеррористическую операцию». Последние события разворачивались так, чтобы все к этому пришло. Люди так устроены, что будут воевать вечно. Конфликт в Нагорном Карабахе длится очень давно, сознания жителей с обеих сторон пропитаны ненавистью, так что не уверен, что в будущем народы смогут примириться и жить в согласии. Самвел, армянин Москва Субъективное мнение насчет происходящего, конечно же, негативное. Однако Нагорный Карабах всегда был шахматной клеткой одной большой политической игры за право влияния в регионе. Регион был предшествующим элементом новой политической истории, в которой окажутся замешаны не только Армения и Азербайджан, но и Турция, Иран, Россия, Израиль, а также, на удивление, Индия и Пакистан. Новость о проведении так называемой «операции» дошла до меня в университете во время лекции. Профессия политолога-востоковеда и специализация дипломата помогли мне еще заранее предугадать подобный расклад событий, поэтому особого удивления ни у меня, ни у других операция не вызвала. Однако сопереживание армянам и мысли о несправедливости не покидали меня. История еще не закончилась. Амбиции государств не завершились на Нагорном Карабахе. Впереди нас ждут кровопролитные бои за Сюникский Зангезурский коридор, который расположен уже на суверенной территории Армении. Нынешняя ситуация в регионе — это не локальная политика, не разборки двух государств и не трехсторонние отношения Еревана, Баку и Анкары. Это составная часть большого глобального плана Турции по расширению своего влияния и установлению по миру господства тюркских народов, согласно доктрине пантюркизма. Говоря простым языком, через капитуляцию и деармянизацию Карабаха Турция продвигает вперед свой империализм. Поэтому она продолжает и будет продолжать оказывать давление на Армению в союзе с Азербайджаном, так как Армения и ее территории — барьер для консолидации Турции с Азербайджаном, а в дальнейшем — со всем тюркским миром. Мысли о примирении армянского и азербайджанского народов больше представляются утопией, нежели реальностью. К сожалению, нас ждут новые исторические события и не самые привлекательные зрелища. Дениз имя изменено , азербайджанка Баку Стыдно признаться, но я далека от политики и деталей происходящего в Нагорном Карабахе. Я про то, что не совсем разбираюсь в хронологии конфликта, заявлениях властей и так далее. При этом я прекрасно понимаю, что сейчас в регионе страдают мирные жители, большинство из которых всего этого обстрелов, сложностей со въездом и выездом из Карабаха, постоянного ожидания чего-то страшного и как итог — жизни «на пороховой бочке» совсем не желали.
Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая. С тех пор на границах Карабаха периодически применялось оружие, а обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, но сильнее конфликт не разрастался до 2014 года. Последние 10 лет В ноябре 2014 года, как утверждает ТАСС со ссылкой на Минобороны Армении, азербайджанская сторона сбила боевой вертолёт Армении Ми-24, который выполнял учебно-тренировочный полёт. Экипаж погиб. Вторая сторона утверждала, что вертолёт атаковал позиции азербайджанских военных, поэтому его уничтожили ответным огнём. Этот инцидент стал причиной возобновления обстрелов и гибели людей. В ночь на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе произошло ожесточённое столкновение, стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. Участники переговоров согласились прекратить огонь.
Запад нарушил нейтралитет в армяно-азербайджанском конфликте — мнение
Область стала анклавом на территории Азербайджана. В последующие годы соседи неоднократно просили передать территорию в их юрисдикцию, так и не получив согласия. Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился.
Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года.
До этого и в Москве, и в Баку говорили о верности трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, и признавали, что миротворцы «формально» должны оставаться в регионе до 2025 года. Но, видимо, эта формальность стала обременением. Применения для российских миротворцев в Карабахе после сентября 2023 года объективно не нашлось, хотя его искали. Например, всего лишь 5 апреля сообщалось, что миротворцев привлекут к разминированию местности. До этого в Москве, по всей видимости, надеялись, что в Карабах вернутся хотя бы несколько сотен армян, и таким образом, присутствие российских миротворцев будет оправдано. И наличие миротворцев станет для этих людей дополнительным фактором спокойствия», — говорил замглавы МИД Михаил Галузин в интервью РБК 9 октября 2023 года.
Но уже тогда этот вопрос, по словам дипломата, был исключительной прерогативой Баку и Москвы, без какого-либо участия Еревана. Но поскольку никакого политического процесса вокруг Карабаха не осталось, а армянское население составляют менее сотни стариков и инвалидов, единственное, чем могли бы заниматься миротворцы еще год — это охранять дома бежавших армян от разграбления. Но и этого не понадобилось — судя по планам азербайджанских властей, большая часть зданий просто снесут и построят заново. Вопрос о каких-то компенсациях , возможно, еще будет всплывать в выступлениях чиновников, но де-факто отправлен в корзину. Но этого уже не захотел Никол Пашинян — о чем сказал вполне прямо. Без спешки Процедура вывода российских миротворцев из Карабаха вызвала вопросы — причем как правовая, так и чисто техническая сторона вопроса. В ноябре 2020 года контингент, состоящий из 1960 человек, 90 бронемашин и 380 единиц «автомобильной и специальной техники» по факту — джипов и всевозможных грузовиков доставлялся по воздуху, причем через Армению. Как тогда сообщали в Минобороны , в день военно-транспортная авиация выполняла более 20 рейсов из Ульяновска до ереванского аэродрома Эребуни — и так целую неделю. Большая часть военнослужащих при этом была из 15-й отдельной мотострелковой бригады ЦВО из Самарской области.
Основные вехи истории конфликта в Карабахе такие: 2018 год — в результате «бархатной революции» к власти в Армении приходит оппозиционер Никол Пашинян, которого парламент назначил премьер-министром. По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия. Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались. Июль 2020 года — на границе между республиками причем не в районе Карабаха произошли боевые столкновения, после которых в Баку состоялся митинг с требованием начать «освободительную войну за Карабах». Середина сентября 2020 года — в Армении проходят совместные военные учения с Россией, а в Азербайджане после перестрелки на границе начинается призыв военнослужащих из запаса и отправка их на учения. Началась масштабная война, власти Армении ввели военное положение и объявили всеобщую мобилизацию.
С 27 сентября по 9 ноября 2020 года — активная фаза конфликта в Карабахе. В основном это было продвижение армии Азербайджана и взятие под контроль все новых и новых населенных пунктов НКР. На территорию Нагорного Карабаха вводится совместный миротворческий контингент России и Турции. Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха. Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня.
Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана. Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t. Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении.
Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам.
Уже после распада СССР в Азербайджане начались разговоры о необходимости присоединения к стране иранского региона, в частности, с этой идеей носился «Народный фронт» во главе с тогдашним президентом Абульфазом Эльчибеем.
Между тем определенные силы в Иране считают необходимым объединение двух Азербайджанов, но в составе Ирана. Впрочем, едва ли Баку на полном серьезе когда-либо выставит территориальные претензии Тегерану, если страны е окажутся втянуты в геополитические потрясения. Действительно, на территории нынешней Армении в разное время располагались мусульманские ханства, в начале 20 века между азербайджанцами и армянами шла война за Зангезур и Карабах, однако советская власть в итоге оставила Сюникскую область Армении, а Карабах и Нахичевань — Азербайджану. Стоит отметить, что различные политические силы в Азербайджане всегда призывали забрать еще и Зангезур, однако немного странно, когда об этом публично заявляет президент страны. Тем более, что после того, как Армения проиграла войну и потеряла почти весь Карабах, в ее нынешнем состоянии перманентного политического кризиса, она может лишиться и Зангезура.
К этому призывают пользователи Интернета, в частности, недовольные тем, что Ереван не выполняет обязательства по открытию «зангезурского коридора» — трассы, соединяющей Нахичевань с остальной территорией Азербайджана. Кроме того, вновь участившиеся обстрелы на линии соприкосновения в Карабахе дают почву для разговоров о том, что Баку может провести новую военную операцию, которая может и впрямь закончиться в Ереване. Такое возможно, если только Иран будет расчленен, распадется на несколько государств, в том числе Белуджистан, Курдистан, тогда территория Южного Азербайджана отойдет к северному. Но тут есть еще одно противоречие: да, в Иране немало сторонников тюркского единства, но они себя считают гражданами Ирана, они считают, что это Азербайджан должен войти в состав Ирана, потому что это они стояли у истоков создания государства, если смотреть на историю, Иран был создан как союз тюрок и персов, им долгое время правили тюркские ханы. Там было много мечетей, жило много мусульман, однако азербайджанцы были оттуда изгнаны в конце 80-х годов прошлого века.
Ну а северный — это, очевидно, территория Дагестана, некогда входившая в состав государства сефевидов, и по Туркманчайскому договору от 1828 года, вошедшие в состав России. Или троллит? Алиев также раньше грозился «прорубить» зангезурский коридор, если Армения его не откроет. Как можно оценивать это заявление? Вряд ли он всерьёз рассчитывает на возврат этих территорий.
Так что в текущих геополитических реалиях говорить об изменениях границ не приходится.
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
Но вместо активных боевых действий началась блокада так называемого Лачинского коридора — узкой полосы между территорией Армении и частями Нагорного Карабаха, которые удалось сохранить под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики НКР после войны Армении и Азербайджана 2020 года. По послевоенному соглашению, Лачинский район отошел Азербайджану, но коридор шириной в 5-6 километров остался под контролем российских миротворцев. Но еще в декабре 2022 года эту дорогу перекрыли некие азербайджанские экоактивисты — они заявили, что в НКР эксплуатируются незаконные рудники и что это вредит окружающей среде. Из-за перекрытой дороги снабжение НКР ухудшилось, а российские миротворцы не могли вмешиваться в действия гражданских активистов. Чуть позже, в апреле 2023 года, ситуация стала еще серьезнее: в Лачинском коридоре появились пограничники и таможенники со стороны Азербайджана. Тогда грузы и людей из Армении в НКР стали пускать только после тщательной проверки. А в июне после обострения ситуации коридор вообще перекрыли. Азербайджан тем временем предлагает поставлять продукты и медикаменты в объезд по альтернативному маршруту, но его заблокировали уже карабахские армяне. Но только лишь блокадой дело не ограничилось.
Обе стороны — и Армения, и Азербайджан — предпринимают шаги к дальнейшей эскалации конфликта: Премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал ряд громких заявлений о том, что Россия все сильнее отдаляется от Армении. Кроме прочего, он поставил под вопрос членство республики в ОДКБ, одобрил совместные учения с НАТО и инициировал ратификацию Римского статута что сделает обязательным исполнение решений Международного уголовного суда. Азербайджанские Вооруженные силы начали перебрасывать военную технику и силы к границе с Арменией и НКР. Между тем, официально стороны пока не отбрасывают вариант с подписанием мирного соглашения — к примеру, Пашинян готов немедленно начать обсуждать его с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Однако противостояние двух стран имеет куда более долгую историю. Причины для конфликта между Арменией и Азербайджаном Отношения между нациями были сложными еще сотни лет назад. С 20-х годов XIX века территории, где жили армяне и тюрки-мусульмане, стали частью Российской империи. На тот момент они не имели государственности, а границы часто провести было сложно.
Взаимоотношения между армянами и азербайджанцами были крайне напряженными, и на то уже тогда были причины. Геноцид армян в 1915-1916 годах Это самая трагическая страница истории Армении, ее называют «Мец Егерн» «Великое злодеяние» или «Агхет» «Катастрофа». В Османской империи до весны 1915 года проживало около полутора миллиона армян, которые стали целью для властей. Еще в XIX веке османские армяне имели меньше прав, чем мусульмане — они платили больш9е налогов, не имели права носить оружие, и в целом представляли собой беднейшие слои населения. Столкновения с полицией и массовые убийства начались в 1890-е годы, а в начале XX века при содействии движения младотурок конфликт дошел до точки кипения. После неудач османской армии на фронтах Первой мировой войны, турецкое командование обвинило в этом армян. Против них приняли жесткие меры — разоружили армянских солдат, организовали депортацию из городов в пустыню, практически на верную смерть. Депортация сопровождалась массовыми убийствами и грабежами.
Уже к концу лета 1915 года погибли сотни тысяч армян. Другие бежали за границу или пытались укрываться в горах. Число жертв за 1915-1916 и последующие годы до сих пор не удается точно установить.
Армяно-азербайджанскому конфликту больше 30 лет, за это время народы привыкли видеть друг друга через призму множества стереотипов. Кроме того, около полугода назад была ликвидирована самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика, в результате чего свыше 100 тыс. До сих пор в азербайджанской тюрьме сидят бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера и известного филантропа Рубена Варданяна.
На днях он позвонил родственникам и рассказал, что держит голодовку, в то время как тюремщики не дают ему читать и общаться с другими коллегами из Степанакерта. Во время первой карабахской войны Армении нужно было обеспечить безопасность жизненно важных коммуникаций: дороги и газопровода, связывающих республику с Грузией. В свою очередь, азербайджанцы обстреливали этот район. Соответственно после передачи Баку спорных территорий вновь может возникнуть проблема, решенная 30 лет назад», — объяснил «НГ» армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян. К тому же он напомнил, что за время второй карабахской войны и после ее окончания было много моментов, которые подорвали веру армян в свое правительство. Власти меняли позицию по важным для страны вопросам, поэтому и сейчас люди не уверены в том, что Пашинян будет стоять на своем до конца.
С тех пор там нет инцидентов.
Сейчас проведут переговоры, будет найден компромисс, конфликт затухнет, но в ближайшее время обострится снова. Это неизбежно, потому что отношения между Арменией и Азербайджаном находятся в сфере интересов не только этих двух стран, но и многих других: России, Турции, Ирана, США, Франции и так далее. Впрочем, нынешнее обострение, кроме того, что американцы создают для России дополнительные напряги на фоне в спецоперации на Украине, особого значения не имеет. Впрочем, есть и другие мнения. Эксперт Михаил Александров считает, что Азер байджан пытается в оспользоваться тем, что что России сейчас немного не до разборок на армяно-азербайджанской границе. Скорее, Азербайджан воспользовался подходящим моментом, когда внимание России сосредоточено на спецоперации. Я давно говорил, что нельзя затягивать спецоперацию, нужно действовать жёстче. Потому как нашу аккуратность и осторожность кое-кто примет за слабость. Вот сейчас было отступление, перегруппировка войск.
Это обычное дело. Тут потребуются силы ОДКБ. И хочу, кстати, обратить внимание на действия Армении. Так не годится.
Вышеизложенное факты доказывают, что мировое сообщество и особенно армянское государство, обязаны без какого-либо дипломатического этикета наравне с Азербайджаном обвинить и государство Израиль в новом геноциде армянского народа Нагорного Карабаха и этнической чистке! Здесь будет нелишним констатировать некоторые факты, что Израиль также активно помогает Украине в войне против России. Значительное количество ракет и беспилотников, которые использует киевский режим против новых регионов России, поставляет официальный Тель-Авив.
В вопросе палестинского народа Азербайджан полностью занял сторону Израиля, предав не только принципы исламской солидарности, но и историческую справедливость в отношении Палестины. В отличие от всего мусульманского мира, и особенно соседа Ирана, где однозначно приняли сторону палестинского народа, «активный член исламского содружества» Азербайджан несколько раз заявлял о своем поддержке Израиля, осудив ХАМАС. Сначала это было заявлено через Рабочую группу по межпарламентским связям «Азербайджан-Израиль»: «Азербайджан находится рядом с народом Израиля в это трудное время». Через день в Баку, проследив реакцию исламского мира на преступления Израиля в отношении палестинского народа, выступили с двояким заявлением МИД Азербайджана. В заявление были лишь общие слова: «Осуждаем насилие в отношении гражданского населения в зоне израильско-палестинского конфликта». Таким образом посол фактически оправдал карательные меры и геноцид палестинского народа в сектора Газа. Несколько дней в Баку в знак солидарности и поддержки Израиля «Пламенные башни» были окрашены в цвета государственного флага Израиля.
СМИ Азербайджана по указке режима Алиева на фоне этого конфликта начали распространять антипалестинские, антииранские и антиармянские статьи, в которых безосновательно обвиняют Иран в «организации провокации» против Израиля, заверяя что, якобы ХАМАС полностью финансируется Тегераном и подчиняется ему. Кроме того, в Азербайджане обвиняют покойного лидера палестинцев Ясира Арафата и весь палестинских народ в симпатиях к армянам. Такая политика в очередной раз доказывает двуличие бакинского режима в лице диктатора Алиева, который ловко использует исламский фактор, для продвижения своих геополитических целей. Это предательство уже заметили миллиарды мусульман в мире, и особенно в арабском. В соцсетях многих мусульманских странах идет активное обсуждение этой темы.
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
Армяно-азербайджанский конфликт: последняя глава или продолжение следует? При любом изменении военно-политического расклада, есть риск пересмотра или даже слома нового статус-кво, если не сторонами конфликта непосредственно, то кем-то из внешних игроков. Граница Азербайджана и Армении не определена до сих пор. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Реакция армянской оппозиции. После подписания соглашения в Армении начались массовые беспорядки. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сначала распространяет фейковые новости о якобы обстреле с армянской стороны, затем реализует заранее подготовленную операцию на нашей суверенной территории, убивая и коверкая новые жизни», — подчеркнул он.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении. «На границе между Азербайджаном и Арменией экспертные группы стран приступили к процессу уточнения координат на основании геодезических измерений на местности», – говорится в сообщении МВД Армении. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР.
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась
контрактников к акциям протеста в Тавушской. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, – участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Буквально за сутки до столкновений между армянскими и азербайджанскими военными, 10 апреля, в американском издании Politico вышел интересный материал о политике Европейского союза в отношении Армении и Азербайджана.
Почему Армения ссорится с Азербайджаном, а голова должна болеть у России
И не сделал ничего, чтобы наказать нарушителя перемирия — Азербайджан, выступившего в качестве агрессора, как было сделано в отношении Грузии за агрессию против Южной Осетии в августе 2008 года. В Карабахе они из миротворцев превратились в наблюдателей. Результатом безнаказанной агрессии Азербайджана стала полная этническая чистка армян Нагорного Карабаха. Спасаясь от массовых убийств и геноцида, более 100 тысяч армян были вынуждены в срочном порядке покинуть свои дома, оставив все нажитое имущество и родину азербайджано-турецким варварам XXI века... Многие зарубежные СМИ опубликовали аналитические статьи, в которых приводили факты, которые доказывали большую помощь Израиля Азербайджану для осуществления агрессии против армян Нагорного Карабаха. Некоторые иностранные, и в том числе израильские СМИ, прямо обвиняли официальный Тель-Авив в причастности к геноциду и полной этнической чистке армян Нагорного Карабаха. Помимо военной и разведывательной поддержки Израиля, компонентом партнерства также стало киберпространство. Источники в израильских и армянских службах безопасности сообщили, что, помимо NSO Group, в последние годы Азербайджану помогали и другие израильские киберкомпании.
За последнее десятилетие Израиль продал Азербайджану военной техники на 10 миллиардов долларов. Взамен он покупал азербайджанскую нефть и использовал его территорию в качестве центра разведывательной информации об Иране. Поддержка Израиля оказалась решающей в успехе проведенной Азербайджаном 19-20 сентября 2023 года операции против Нагорного Карабаха, сообщило французское издание Intelligence Online. По данным издания, спустя несколько часов после завершения боевых действий в Нагорном Карабахе, 20 сентября командование вооруженных сил и служб безопасности Азербайджана поблагодарило своих израильских коллег. Согласно информации этого французского ресурса, генеральный директор Министерства обороны Израиля Эяль Замир посетил Баку всего за несколько дней до наступления, где узнал о военных планах Азербайджана и провел консультации. Есть достоверные факты, что в Нагорном Карабахе большей частью беспилотников управляли израильские специалисты. Несколько лет назад по этой причине даже разразился скандал.
В Тель-Авиве сообщили, что проведут расследование, но вскоре эту историю замяли...
Это среди оппозиционных сил Армении появляется понимание того, что нужно развивать отношения с Ираном. За день до эскалации, 10 апреля, в иранской газете Shargh вышло интервью с бывшим директором Службы национальной безопасности Армении, лидером партии «Айреник» Артуром Ванецяном. В этом интервью оппозиционный армянский политик высказался за создание геополитической оси Москва — Ереван — Тегеран. Конечно, в данном случае это мнение лишь определённого политика. Однако нужно учесть, что сейчас мы можем говорить об укреплении российско-иранских отношений. При этом если в противостоянии Запада с Россией и Ираном Турция делает вид, что соблюдает нейтралитет, то Азербайджан в лице своих СМИ однозначно выступает против Москвы и Тегерана, то есть за существующий мировой порядок во главе с США. Поэтому в Баку не без оснований полагают, что в случае чего им поможет Запад.
И на то есть веские основания. Согласно информации посольства США в Баку, в этом форуме приняли участие 9 американских компаний. На нём выступил и Венкатараман, который заявил: «Этот форум важен, так как вы можете напрямую услышать американские компании, заинтересованные в зелёной энергетике в Азербайджане. Министерство торговли и частный сектор США готовы помочь Азербайджану в достижении его целей в области экологически чистой энергии… президент Байден обязался предпринять амбициозные действия по борьбе с изменением климата и вывести Соединённые Штаты на путь достижения нулевых выбросов к 2050 году. Эта администрация запустила скоординированный общегосударственный подход к решению проблемы изменения климата». В подобном же ключе на форуме выступил и временный поверенный в делах США в Азербайджане Гуго Гевара: «Этот форум представляет собой важную область для роста нашего двустороннего экономического партнёрства путём расширения нашего энергетического сотрудничества и помощи в наведении мостов между американскими компаниями и азербайджанскими визави для роста нашего сотрудничества в области зелёной энергетики». А старший советник по Евразии Министерства торговли США Хизер Бирнс прямо заявила о цели форума: «Наша цель в организации этого форума — помочь азербайджанским инвесторам развивать потенциал зелёной энергетики в стране при поддержке поставщиков технологий из США. Страны — производители нефти и газа во всем мире разрабатывают проекты экологически чистой энергии для сокращения выбросов углерода.
У нас есть только одна планета, и мы должны работать вместе, чтобы контролировать глобальное потепление». На следующий день, 4 апреля, Венкатараман обсуждал с первым заместителем министра экономики Азербайджана Эльнуром Алиевым сотрудничество в сфере экономики, финансов, энергетики и технологий. Американское посольство в Баку также анонсировало, что Венкатараман помимо Азербайджана посетит Турцию, Армению и Грузию. И действительно, 7 апреля американский чиновник провёл переговоры с секретарём Совета безопасности Армении Арменом Григоряном. Что же означают эти визиты?
На прошлой неделе стало известно, что более 50 фур с фруктами из Армении не пустили на рынок «Фуд Сити» в Москве.
Дело в том, что агрокомплекс принадлежит группе компаний, принадлежащих уроженцам Азербайджана. Этот конфликт вылился на уровень дипломатов, когда посол Армении пожаловался на категорическое несогласие руководства рынка что-либо обсуждать с армянами. Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк тогда заявил, что никаких проблем с реализацией товаров у армянских экспортеров нет. Позже в Москве продавцы рынка устроили акцию протеста против взвинченных цен аренды. Сатановский дал рецепт прекратить безобразие Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя происходящее, констатировал, что конфликт в Закавказье становится фактором внутренней российской политики. Он заметил, что миролюбивая, призывающая к деэскалации позиция Москвы не нравится ни Армении, ни Азербайджану.
В армянском мире наметился раскол между националистами в Армении, ругающими Москву, и российскими армянскими общественными деятелями. Джахандар Байоглу из партии «Туран», призвал в удивительно наглом, но абсолютно безграмотном письме, написанном как бы по-русски, но со всеми мыслимыми лингвистическими несообразностями, к восстанию и удару по России изнутри все, проживающие в ней, тюркские мусульманские народы, хотя назвал их так, что некоторые едва узнаешь, — продолжил Сатановский в Telegram. Он выразил озабоченность в связи с нагнетанием обстановки в России и призвал спецслужбы жестко пресекать любые конфликты.
Он выразил озабоченность в связи с нагнетанием обстановки в России и призвал спецслужбы жестко пресекать любые конфликты. Как будто в стране своих проблем мало. И тут только пресекать.
Быстро, жёстко и эффективно. Невзирая на симпатии и антипатии, — подытожил Сатановский. ФСБ предупреждает… Заместитель начальника Управления ФСБ по Москве и Московской области генерал-майор Андрей Яценко сегодня встретился с представителями армянской общественности и предупредил о намерениях спецслужб пресекать любые межнациональные конфликты. Правильная позиция Лубянки Политолог, эксперт по проблемам Ближнего Востока Семен Багдасаров горячо приветствовал заявление ФСБ, подчеркнув , что «обострения армяно-азербайджанских отношений необходимо в корне подавить». Он назвал начинающийся конфликт бомбой замедленного действия, которая может нарушить межнациональный мир в России. Багдасаров добавил, что зачинщиков и разжигателей в сети нужно вычислять, наказывать и депортировать.
Аналогично прокомментировал слова Яценко журналист, депутат Мосгордумы Андрей Медведев, напомнив, что исключительное право на насилие есть только у государства, и государство обязано «купировать заболевание в корне».
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США | Армянский блокпост на дороге, ведущей в Нагорный Карабах Фото: REUTERS. |
Столкновения на азербайджано-армянской границе (сентябрь 2022) — Википедия | Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии. |
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась - Российская газета | Собрали последние новости о ситуации в Нагорном Карабахе на 19 сентября 2023 года и ключевые заявления Азербайджана и Армении (подробнее). |
Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше? | Азербайджанские Вооружённые силы стягиваются к армянской границе. |
Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
Ну а в 1987-88 годах армяне захватили власть и военные склады в Нагорном Карабахе и полностью изгнали из региона азербайджанцев и курдов, с чего начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта. Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. подробнее рассказывает о новом витке напряженности в азербайджано-армянском конфликте. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам.